Проблема самореализации человека в современном обществе и пути её решения

Что такое миссия и стратегия, и почему без них никуда?

Фотография из личного архива Клепинина Д. А,

Что такое миссия? Это слово в последнее время на слуху, правда, в большей степени применимо к организациям, но и там, как показывает мой опыт организационного консультанта, далеко не все понимают, что это и зачем. Коллеги из теоретиков в организационной психологии собрали около 100 самых разных определений понятия «миссия». И среди них нет ни одного сколь-нибудь адекватного. Чертовски интересная штука получается. Все говорят о миссии, у некоторых компаний она даже прописана, но что это – никто толком не знает. А самое главное, вполне справедливо может вызвать недоумение вопрос: Вот при чём тут организации и организационная психология?! А, собственно, не при чём. Дело в том, что в наше сложное время подменились многие понятия и вещи, и то, что ранее относилось к личности теперь относится к организации. В этом есть, конечно, определённый смысл, но об этом не здесь и не сейчас.

Практически все определения миссии довольно осмысленны, и каждое несёт в себе вполне конкретное содержание. Если постараться сформулировать, что такое миссия, в рамках одного предложения, у нас получится примерно следующее:

Миссия – это главная суперцель, предназначение системы (Ваше предназначение), которая одновременно является для нее ориентиром, призывом и мотиватором к действиям.

То есть, всё ваше существование должно определяться миссией. Именно миссия ведёт вас как путеводная звезда по этой жизни, и именно она помогает вам принимать решение, куда свернуть на том или ином перекрёстке. Если совсем коротко:

Миссия – это ваш смысл жизни

Несколько потерянных поколений и почему это страшно

Без смысла жизни мы ничем не отличаемся от животных. Если ваш смысл жизни сводится к тому, чтобы выжить и поесть (в идеале, повкуснее), получить от жизни максимум удовольствий и как можно реже подвергаться всяким негативным воздействиям, поздравляю – вы тоже животное.

Наши братья меньшие проживают своё существование в подчинении инстинктам, и на простейшем уровне регулируются безусловными и условными рефлексами. Вкусно, приятно, тепло – хорошо. Это, стало быть, благоприятное для организма воздействие. К нему мы и тянемся. Жжётся, холодно, колется – плохие воздействия. Вредят организму. Их надо избегать. Так устроена психика любого живого существа на этой планете – от амёбы и до млекопитающих. Но на человеке эта система дала сбой. И вся наша цивилизация построена на том, что мы, превозмогая холод, голод и лишения, продвигаемся сквозь пургу, месим болота, выжимаем себя до состояния половой тряпки на центрифугах, форсируем пустыни и осваиваем космическое пространство.

Философы и психологи могут много и до хрипоты спорить почему так произошло. Пока что договорились до того, что основными факторами формирования собственно человеческой психики (этот уровень в психологии называется «Сознание») стали особое строение кисти (у нас единственных большой палец отстоит от остальных, что позволяет не просто пользоваться орудиями труда, но и активно использовать мелкую моторику), и появление у человека так называемой второй сигнальной системы, то есть речи. Ну и уже дальше на этой основе пошло усложнение орудий труда и развитие речи, что и привело в итоге к способности подумать о смысле жизни.

Но, все ж таки. С чего бы это вдруг та же речь возникла, и что там с орудиями труда, которыми, вроде, и обезьяны пользуются, и даже птицы (когда орёл, например, сбрасывает черепаху сверху на камни, он, по сути, использует каменистую почву как орудие труда – средство позволяющее расширить естественные возможности организма для удовлетворения потребностей).

Тут надо прежде всего понять, что у нас в отличие от животных изначальные возможности не в пример скромнее. У животных, например, есть так называемые «естественные орудия»: когти, клыки, шипы, панцири и всё прочее в том же духе. Мы же проигрываем нашим братьям меньшим в зрении, слухе, скорости – видим хуже, слышим меньше, бегаем медленнее, по деревьям скачем не так проворно, когтей, чтобы рвать добычу у нас нет, зубы есть, конечно, но загрызть ими добычу довольно проблематично. Если взять человеческого детёныша месяца от роду и такого же по возрасту волчонка и поместить их в одинаковые условия – голым профилем в сугроб, волчонок выживет, а человек нет. У нас действительно очень невысокая степень природной (биологической) адаптации. Выше всего биологическая адаптация у простейших: та же амёба может замёрзнуть во льду лет на триста, а потом оттаять и весело помахивая жгутиком поплыть дальше. Мы — нет. Если, не приведи Господь, замёрзнем – это уже навсегда. Но. Несмотря на низкие природные способности к адаптации, у нас есть потрясающая нервная система, позволяющая нам не просто адаптироваться к условиям внешней среды, а адаптировать среду под себя.

Мы, высшие существа. Мы способны не просто влачить скромное существование. Мы можем перекраивать природу под свои потребности. Поворачивать реки вспять, осушать болота и моря, строить дороги и покорять космические пространства. Каждый человек может и должен вносить свой собственный положительный вклад в этот мир, работать на пользу всего человечества и своей собственной жизни. Каждому из нас есть что предложить этому миру, друг другу самим себе, и каждый из нас может сделать этот мир немного лучше. Наше здоровье, наше самочувствие зависят от того, насколько мы способны изменить этот мир. У человека есть, должен быть некий высший смысл жизни. То, ради чего мы живём на этом свете. Каждый из нас на протяжении своей человеческой жизни вносит серьезный вклад в строительство этого мира. Этот вклад и является нашей высшей целью. он может включать себя очень многое. И очень простое, и что-то сложное. Самый простой способ понять, что ты должен внести в этот мир – это делать то, что тебе нравится. То, что ты по-настоящему любишь делать. Именно в этом и есть твоя миссия. Твое сердце, твоя душа сами подскажут тебе, что нужно сделать. Просто оставайся самим собой. Делай то, что любишь. Делай то, что тебе легко дается. Именно этот вклад и будет твоей высшей целью.

Мы выбираем свою высшую цель, но зачастую мы не способны признаться в этом самим себе. В жизни люди часто идут на многие ухищрения, чтобы скрыть от себя своё предназначение. Мы боимся и избегаем всей ответственности, силы, света и энергии, которые приходят к нам одновременно с осознанием нашей миссии. Нашей высшей цели.

Работая над собой, развиваясь, вы будете постоянно замечать, что всё более полно способны осознать вашу высшую цель, и гораздо больше можете гармонировать с ней. Во время ваших упражнений или медитации обращайте внимание на те особенные детали, которые появляются в вашем воображении. Именно эти фрагменты и будут выступать ключом к осознанию цели, смысла вашей жизни.

Важно помнить, что именно от вас зависит полный сценарий нашей жизни и его реализация, поскольку каждый из нас –

АВТОР СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!

Знаете, почему я назвал свое агентство по развитию организаций, бизнес-процессов и персонала Кадровой Студией? Дело в том, что каждый из нас является по-своему художником своего будущего. В жизни каждого из нас можно считать произведением искусства. Это относится как к нашей личной жизни, так и к нашим профессиональным, рабочим, бизнес-сферам. Вот и мы относимся к работе с персоналом и с организациями как к искусству, занимаясь по сути кадровым дизайном, и в каждом конкретном случае начинаем всё с чистого листа, а не лепим один шаблон на каждую новую компанию.

Но вернёмся к человеку и человечеству. Почему я так уверенно говорю о том, что каждый из нас является автором своей собственной судьбы?

Как построить стратегию своей жизни

В каждый момент мы выступаем как создатели, и каждый новый момент несёт в себе безграничные возможности. Каждый из нас может поступать так же, как и всегда. И в тоже время мы можем, оглянувшись на свою жизнь, добавить в неё новые возможности. Каждое новое мгновение вашей жизни, каждый новый её поворот – это выбор. Выбор, который мы делаем почти ежечасно. Каждый момент даёт нам новые возможности. Важно суметь правильно распорядиться ими, и сделать правильный выбор. Какой выбор является правильным? Это вопрос, который всегда будет стоять перед вами. И от ответа на него зависит все ваше будущее. Суметь правильно ответить на этот вопрос – одна из главных проблем каждого человека и человечества вообще. Чтобы на этот вопрос отвечалось легче, важно каждый раз соотносить его с вашей миссией. Понимая, зачем Вы здесь, вы легче сможете выбрать направление своего движения на каждом отдельном перекрёстке.

В каждый момент вселенная предоставляет вам безграничные возможности для созидания. Вы можете поступать, так же как поступали всегда, и в то же время, вы можете оглянуться на свою жизнь, понять, к чему вы стремитесь, увидеть новые альтернативы и открыть для себя новые возможности. Каждый новый момент может дать вам новые возможности и новые решения.

Оглянитесь на свою жизнь. Вспомните моменты, когда у вас возникало огромное желание добиться, получить что-либо – это возникало практически сразу же, без приложения чрезмерных усилий. Важно было осознание того, что вы этого по-настоящему хотите, наличие у вас желания этого достичь, и не менее сильная уверенность в том, что вы достичь этого сможете. Чаще всего вы затрачиваете некоторое количество энергии и времени, чтобы достичь этой ясности. И очень часто такому подъему могут предшествовать сомнение, ощущение отчаяния, безнадежности, понимание того, что вы не в состоянии достичь желаемого. Но, тем не менее – обратите внимание: всегда за самой темной пеленой наступает рассвет. Ситуация, которая кажется вам безнадежной сегодня, завтра откроется как необходимый пункт перед новым стартом.

ТО, ЧТО СЕГОДНЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ БЕЗНАДЕЖНЫМ, МОЖЕТ БЫТЬ СТАРТОВОЙ ПЛОЩАДКОЙ К НОВОМУ И ЛУЧШЕМУ

Сосредоточьтесь на формулировании и описании именно тех целей, которые имеют для вас наибольшее значение. Пишите и достигайте именно того, чего хотите Вы сами, а не то, чего ожидают от вас родственники, друзья, знакомые, социум.

Ну, например. Если Вы 23х-летняя девушка не замужем, а вся ваша родня каждый раз при встрече проедает вам плешь на тему того, что «когда же ты уже-таки выйдешь замуж?!» не факт, что это ваше желание. Даже более того. Скорее всего вы не замужем именно потому, что в глубине души пока сами того не хотите. И возьмись вы здесь прописывать не ваше, а навязанное вам желание, не факт, что оно осуществится. Либо осуществится, но так, что сами не будете рады. Поэтому только свои желания. И только те, которые вам нужны на самом деле. И, к слову, совершенно не обязательно делиться ими с посторонними. Хотя некоторым это помогает. Даже есть такая модная тенденция в интернете, вплоть до специальных сервисов и форумов, где граждане прописывают свои цели, беря на себя таким образом обязательства по их выполнению.

В принципе, действительно у многих людей такая система работает, и я даже могу вам объяснить механику этого процесса. Это из области классической социальной психологии.

В прошлом веке известные социальные психологи Мортон Дойч и Гарольд Джерард провели интересное исследование. Целью этого исследования было изучение связи между публично данными обязательствами и последовательностью действий.

Студентов колледжа просили оценить длину линий, которые им показывали. Одни студенты должны были публично высказать свои предположения, записать их, указать свои имена и передать эти отчеты экспериментатору. Студенты из второй группы также давали оценку, но они делали это про себя. Каждый записывал свою оценку в «волшебный» блокнот и затем стирал запись путем поднятия пластиковой обложки блокнота прежде, чем кто-либо мог увидеть написанное. В третьей группе студенты просто запоминали свои оценки.

Таким образом, Дойч и Джерард организовали дело так, что одни студенты приняли на себя обязательства в отношении своих первоначальных решений публично, другие — частным образом, третьи же вовсе не взяли никаких обязательств. Дойч и Джерард хотели выяснить, студенты какой из трех групп будут крепче держаться за свои первоначальные суждения после того, как станет известно, что эти суждения были неверными. Всем студентам объявили, что их оценки были неправильными, после чего студентам был дан шанс изменить свои мнения.

Были получены следующие результаты. Студенты, которые не записывали свои первоначальные варианты, оказались наименее верны себе. Новая информация побудила их изменить свои решения. По сравнению с этими не имевшими обязательств студентами, те, кто записал свои решения на мгновение в «волшебный» блокнот, были в меньшей степени готовы изменить свое мнение, когда получили такой шанс.

Хотя студенты из второй группы принимали на себя обязательства без свидетелей, акт записи суждений заставлял их сопротивляться влиянию новой информации и оставаться верными себе. Студенты, которые публично заявили о своих позициях и затем записали свои оценки, наиболее решительно отказывались изменить мнение.

Вывод Дойча и Джерарда о том, что мы чаще остаемся верны своим решениям, если заявили о них публично, может быть применен с большой пользой.

Рассмотрим, например, деятельность организаций, помогающих людям избавляться от вредных привычек. Многие специалисты по снижению веса, например, понимают, что часто желание человека сбросить вес бывает слишком слабым, чтобы противостоять притягательной силе витрин булочных, разлитых в воздухе кулинарных запахов и рекламы различных деликатесов. Поэтому эти специалисты следят за тем, чтобы не слишком твердое решение было подкреплено публичными обязательствами. Они требуют от своих клиентов, чтобы те записывали свои обязательства по сбрасыванию веса и показывали записи как можно большему числу друзей, родственников и соседей.

Врачи сообщают, что часто эта простая методика срабатывает там, где все остальные приемы не дают эффекта.

Так что попробуйте. Ну а что, надо использовать все ресурсы, которые приносят результат. А работает он или нет, вы можете проверить только эмпирически.

Ну, а теперь повторим процесс формулирования наших целей на более близкую перспективу. Старайтесь быть последовательными.

Формулируя цели на пятилетку имейте в виду, какие из ваших долгосрочных целей должны реализоваться в эти пять лет. Причём так, чтобы их выполнение создало благоприятную почву для реализации других долгосрочных целей, которые в эти пять лет вы ещё не планируете достичь. То же относится и к целям на год, на месяц и на неделю – старайтесь обеспечить логику преемственности ваших желаний. Так, чтобы одно логично истекало из другого. А более операциональные цели служили фундаментом к достижению более стратегических.

Ещё раз напомню. Цели должны быть простыми, понятными и реализуемыми. Заведите себе правило в конце каждого года подводить итоги по вашему годовому планированию и ещё в декабре формулировать и прописывать цели на следующий год. В вашем ежедневнике первые листы посвящены как раз помесячному планированию на год. Заполните их. Скорее всего вы будете вносить в эти планы коррективы, дополнять их, вычеркивать из плана мая то, что исполнилось уже в феврале, и так далее. Но в целом, само планирование у вас должно быть, и оно должно быть прописано.

Ценности и смыслы

Для понимания наших возможностей в удовлетворении наших желаний и потребностей сложно обойти вопросы наших ценностей и смыслов нашего бытия, которые заставляют нас формулировать именно те желания, о которых идёт речь. Действительно, все мы желаем разного, потребности и запросы у нас тоже разные, так что, «кому-то жемчуг мелкий, а кому-то супчик жидкий», и в итоге «кому поп, кому попадья, а кому свиной хрящик».

Так что, если у вас что-то идёт не так с вашими желаниями, в том числе, с тем в каком направлении они у вас формулируются, самое время разобраться, что у вас происходит на ценностно-смысловом уровне вашей личности.

Удивительное дело. Считается, что вопросы, связанные с ценностно-смысловой стороной личности, являются чуть ли не центральными в психологии. В то же время в том, что там наколдовали наши коллеги за последнюю сотню лет, чёрт ногу сломит. Кто сомневается, может обложиться как первоисточниками, так и современными научными статьями, в которых эти первоисточники обобщаются, и постараться вникнуть в смысл психологии смысла. Простите за тавтологию. Пока что в науке не удалось даже договориться, что ставить вперёд – лошадь или телегу. В том плане, сперва у нас формируются ценности, а потом они трансформируются в смыслы, или наоборот – смыслы, с которыми мы чуть ли ни рождаемся, помогают принимать определенные ценности.

Но кое в чем договориться-таки удалось. И для нас с вами в рамках нашей темы это довольно важно. Договорились о том, что для нормальной жизнедеятельности человеку необходимы целевые ориентиры. То есть нечто, что тянет нас вперёд к развитию, что превращает нас из человекообразного индивида в полноценную личность. То есть, собственно, в человека в полном смысле этого слова. Эти же ориентиры, которые больше всего по смыслу подходят под уже хорошо знакомую нам миссию, обеспечивают нашу целостность и стабильность в психическом плане, и помогают нам делать правильные выборы на нашем жизненном пути.

Со смыслом человеческой жизни наблюдается довольно интересная ситуация. С одной стороны – это то, что позволяет нам построить целостную картину мира, понять, что в этом мире происходит, для чего мы пришли в этот мир, и что мы должны в нём сделать. Помните про миссию?

С другой стороны, многие психологи весьма справедливо полагают, что на то, какую направленность примет наш смысл жизни, очень сильно влияет то, что происходит в этом самом мире. Например, раньше для нашей страны были характерны ценности, связанные с коллективизмом, а для так называемой западной культуры ценности индивидуализма. Если первый вариант предполагает приоритет групповых интересов над личными, то второй напротив – стремление к реализации личностных интересов скорее и чаще всего в противовес общественным. Сейчас мы с вами наблюдаем постепенную трансформацию общественных ценностей. Но идёт она относительно медленно, возможно в силу инерции общественного сознания, возможно в силу значительной устойчивости коллективизма в нашей этнической психологии.

И здесь возникает вообще довольно интересный вопрос, с которым надо разобраться прежде, чем мы пойдём дальше – как в целом происходит трансформация смыслов на общественном уровне.

Правда для этого нам придётся вспомнить теорию систем. Постараюсь, опять же изложить её суть наиболее доступно.

В основе теории систем лежит всеобщая организационная наука тектология, разработанная нашим соотечественником Александром Александровичем Богдановым около 100 лет назад1. А.А. Богданов очень удачно объяснил развитие общества на основе принципа равновесия2, представив все развивающиеся природные и общественные объекты как целостные системы.

Равновесие этих систем динамическое. То есть, неустойчивое. То есть, система, постоянно находясь в развитии, балансирует между противонаправленными векторами словно маятник. Проще всего представить, что один вектор тянет систему к развитию: система будет постоянно расширяться, потреблять всё больше ресурсов, пока эти ресурсы не кончатся совсем. Другой вектор существует для баланса системы – это стремление к энтропии. То есть, к состоянию покоя. В конце этого вектора – смерть, поскольку покойнее состояния уже не придумаешь. Вот между этими двумя разнонаправленными векторами система и балансирует. В процессе такого балансирования одно состояние системы сменяется другим, а затем маятник качается в обратном направлении. Такие переходы часто проходят через кризисы, которые могут привести либо к преобразованию системы, к переходу её на новый качественный уровень, либо к гибели этой системы. Заметьте, это с полным успехом относится как к человеку, так и к обществу.

Позднее, в 30е годы Людвиг фон Берталанфи, который и сформулировал общую теорию систем3, добавил к идеям своих предшественников понятие открытой системы, под описание которой человек подходит ещё лучше, поскольку такая система постоянно обменивается с окружающей средой энергией, информацией или материей, что, в конечном итоге, приводит к более высокому уровню самоорганизации системы. Так что, как видите, теория систем как нельзя лучше подходит к нашему разговору про самоорганизацию, о которой, как вы помните вообще вся эта книга.

Теперь, уяснив общие теоретические моменты, посмотрим, как это будет работать на практике применимо к тем же социальным системам.

Возьмём в качестве примера, как и было обещано, анализ трансформации смыслов на общественном уровне. Например, вы наверняка заметили либеральные тенденции, появившиеся в нашем обществе некоторое время назад. При всей изначальной гуманистической направленности, то, как эти тенденции рядом граждан выражаются, вызывает вполне резонные возражения у других граждан, с обвинениями последними первых в дестабилизации общественной системы, разрушении строя и угрозе общественной безопасности.

Сначала разберёмся с тем, откуда берётся такое противодействие, казалось бы, замечательной гуманистической либеральной идее.

Здесь мы имеем дело с системными процессами, направленными на самосохранение системы. Действительно, во-первых, либерализм в том виде, в котором он выражается на уровне XXI века, является прямо противоположным нормативному государственному и общественному развитию и устройству. Те, кто в этом сомневается, может посмотреть в Европу, где либеральные ценности как раз давно и серьезно одержали верх над здравым смыслом: падение морали и утрата ценностных ориентаций, разложение общего духа на фоне подмены понятий толерантности, правоохранительная и судебная система, выстроенная таким образом, что в ней очень сложно привлечь к ответственности крупных преступников.

Общий уровень европейского разложения хорошо сформулировал писатель, философ и публицист Михаил Веллер, сравнив европейца трехсотлетней давности: завоевателя, человека бесстрашно идущего отстаивать свои идеи за тридевять земель не щадя живота своего; и европейца современного: толерантного, изнеженного, подчас ещё и нетрадиционной ориентации, очень бережно относящегося к своей жизни и комфорту, трусливо уступающему своё право слова «новым европейцам», уже активно перекраивающим идеологию, ценности и смыслы современной Европы. И уж точно уступившему свою идею в угоду «мирному» сосуществованию с завоёванными когда-то в прошлом народов, активно возвращающих сейчас долги своим бывшим колонизаторам. Как очень точно обозначил М. Веллер: «когда не за что умирать, тогда и жить не зачем»4. Кстати, такие перекосы в общественном сознании (когда теряется смысл умирать во имя великой идеи, когда никто не собирается жертвовать не то что своей жизнью, а и своим комфортом ради блага и даже выживания общества в котором он живёт, когда патология объявляется нормой, и даже начинает превосходить норму по уровню общественного принятия, когда суровые мужи-строители или завоеватели плавно трансформируются в феминно-изнеженных диванных обывателей, погрязших в жратве, роскоши и соревнующихся в степени извращённости оргий), возникают как-правило перед самым концом цивилизации, что убедительно доказывает исторический опыт. Вот, видимо, система таким образом, протестуя против либеральных поползновений, пытается выйти из критической точки перестройкой, а не гибелью.

Во-вторых, самозащита системы против либералов именно в наше время и в нашей стране может срабатывать ещё и потому, что во многом наше активно-воинствующее либеральное движение искусственно собрано (более чем понятно кем и зачем) из довольно специфичной категории граждан как минимум устойчиво неудовлетворенных до состояния унылой грусти, а то и страдающих более серьёзными проблемами. Например, бредом кверулянства5.

Таким образом, мы с вами можем констатировать, что даже такие, казалось бы, благородные идеи как либерализм, изначально отстаивающий приоритет прав, свобод и ценность человеческой жизни может трансформироваться, терять привлекательность, в том числе и по причине существенной трансформации смысла.

Что интересно, активация либерализма и гуманистических идей во второй половине ХХ века тоже возникли как реакции самозащиты системы. Правда более глобальной – евроатлантической цивилизации. Как вы знаете, человечество ещё в самом начале своего существования довольно активно уничтожало друг друга, как-то быстро смекнув, что палку-копалку можно не только для ковыряния корешков использовать, но, и чтобы по кумполу соседу съездить, наглядно объяснив ему политику партии. Дальше больше. Орудия труда неуклонно развивались, объёмы уничтожаемых себе подобных граждан во имя той или иной идеи росло с каждом новым витком производства. Вообще за идеи и за смыслы люди всегда охотнее уничтожали друг друга, чем даже за ресурсы. Вон, во Франции за одну ночь в одном только Париже вырезали 5000, а всего за неделю по всем городам до 30 000 соотечественников, основной проблемой которых было молиться тому же самому Богу и теми же словами, но не по латыни, а на родном французском языке. Хотя, говорят, и там без иностранного (в том числе английского) влияния не обошлось. Но это было ещё в XVI веке. С тех пор утекло много не только воды, но и крови. За тысячелетия своего развития человечество освоило очень удобный механизм, позволяющий легче переступать через уничтожение себе подобных в довольно большом количестве – достаточно объявить носителя альтернативного смысла или идеи недочеловеком или нечеловеком и можно его продавать и убивать таких целыми косяками.

А к началу ХХ века с мощным развитием научно-технического прогресса, накоплением социальных противоречий и политических конфликтов оказалось, что истребление людей можно поставить на очень широкий поток. А ценность человеческой жизни весьма серьёзно девальвировала. Так, например, один из величайших гуманистов ХХ века, Бернард Шоу просит учёных разработать какой-нибудь гуманный газ, который мог бы помочь массово уничтожать представителей неправильного социального класса буржуазии.

В итоге к середине ХХ века в мировых и локальных войнах, в концлагерях, в революциях и неизбежно следующих за ними гражданских войнах счёт пошёл уже на десятки миллионов жизней. А к концу Второй Мировой войны подоспело ядерное оружие, позволяющее стирать людей с лица Земли миллионами за один приём. И Третья Мировая война уже маячила на горизонте в конце Второй. Та самая третья, про которую Альберт Эйнштейн говорил: «я не знаю, чем человечество будет воевать в Третьей Мировой войне, но точно знаю, что в Четвёртой оно будет воевать палками и дубинами».

И в этой ситуации активация гуманистического либерализма была как раз тем самым шагом маятника в сторону самосохранения человечества. Поскольку в противном случае нашей цивилизации уже не было бы. Но сейчас ему время качнутся уже в обратную сторону, если мы по-прежнему хотим, чтобы она сохранилась.

А как мы принимаем ту или иную сторону? Как определяем в чём смысл нашей судьбы и что считать ценностью, а что совсем наоборот?

Здесь тоже нет однозначного ответа. С одной стороны, очевидным кажется, что первый социальный институт, который задаёт нам определённое направление смыслового и ценностного выбора – это семья. В то же время история знает огромное количество примеров, когда ребёнок, вырастая принимал ценности и смыслы иногда кардинально противоположные тому, что ему внушалось в его семье. Вы же помните мы обсуждали конфликт отцов и детей?

Можно говорить также о влиянии общества, но в любом обществе всегда присутствует огромное количество противоположных идей ценностей и смыслов и что же из них нам выбрать?

Видимо в центре формирования смысла бытия и ценностей лежит наша вера. Кто-то верит в Господа, кто-то в научно-технический прогресс, кто-то в кузькину мать. Мы выбираем во что нам верить, а на это уже нанизывается и смысл, и принимаемые нами ценности. А выбор наш делается на перекрестии таких моментов как «я могу», «мне нравится», «я имею право» и «я должен». Если все эти компоненты согласованы – всё хорошо. В противном случае это и не выбор вовсе, а принуждение.

На базе ценностей формируются ценностные ориентации – это более-менее устойчивое наше отношение к тем или иным предметам и явлениям. Отношение положительное или отрицательное. Затем ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую три основных направления: социально–структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов. Более или менее окончательно весь набор ценностей, ценностных ориентаций и смыслов формируется к окончанию юношеского возраста, однако и в дальнейшем эта система может меняться под влиянием разных обстоятельств. Таких, например, как серьёзные изменения в общественных системах, воздействующих на мировоззрение, подпадание под влияние какой-либо значимой личности или социальной группы, или, например, при создании семейной пары – там вообще необходимо построение новой совместной системы ценностей.

Система ценностных ориентаций, которая включает в себя отношения к идеологическим, политическим, моральным событиям, эстетическим переживаниям, а также способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров, составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

Ценностные ориентации во многом составляют индивидуальную идеологию стиля жизни. То есть, от них зависит ваш взгляд на то, что с вами происходит и на то, что с вами будет происходить дальше. Соответственно, если они у вас продуктивные, всё оценивается со здоровым оптимизмом и дальше строится довольно позитивно. Если превалирует контрпродуктивные ценностные ориентации, велика вероятность сваливание в состояние неконтролируемой унылой грусти со всеми вытекающими.

Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения общественного опыта и выражаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах, реализуются в нашем поведении. Они тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

Ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, а с другой — система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени.

Ценностные ориентации не зря относят к важнейшим частям структуры личности, по степени их сформированности легко представить себе, насколько развита личность. Если ценностные ориентации продуктивны, это явный признак зрелости, показатель степени социальности.

Контрпродуктивность ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.

Ну а что же с основным вопросом? В чём смысл жизни? Кроме вас никто на этот вопрос не ответит. А ответить надо. Иначе, как мы уже обсуждали, вы ничем не будете отличаться от животного.

Так что – смотрите, думайте, анализируйте и принимайте решение. Что вы должны принести в этот мир, в эту Вселенную? Какая польза от вас человечеству? Может быть, вы готовы проанализировать проблемы экологии и стать тем, кто придумает как заслонить мир от парникового эффекта или дефицита воды, или спасёте лесные ресурсы? А может быть вы готовы проявить чудеса управления в политике и вывести страну, а то и весь мир из кризиса? Или изобретёте новую вакцину? Спасёте человечество от неизлечимого заболевания или непроходимой тупости? Разработаете какую-нибудь технологию в строительстве, инженерном деле, педагогике или психологии?

В юности, когда у нас с одной стороны максимально выражена зародившаяся ещё в подростковом возрасте эмансипация от всего, что было выстроено до нас, а с другой стороны бурным цветом цветёт юношеский максимализм – самое время для формирования амбициозных смыслов жизни. Не зря этот возраст считается наиболее подходящим для формирования жизненных планов. А если вы этого по каким-то причинам в юности не сделали, то сейчас как раз самое время.

1 А.А. Богданов Тектология. Всеобщая организационная наука. Ленанд, 2019

2 вспоминайте принцип «будь в нуле», о котором мы уже говорили

3 Берталанфи Л. фон Общая теория систем — Критический обзор Архивировано 15 января 2012 года. // Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969, С. 23—82. На английском языке: L. von Bertalanffy, General System Theory — A Critical Review // «General Systems», vol. VII, 1962, p. 1—20.

4 Веллер М. Кассандра. АСТ, АСТ Москва, 2007 г.

5 Кверулянство – патологическое психическое состояние, выражающееся в непреодолимой тяге к сутяжничеству, борьбе за свои или чужие права и ущемлённые интересы.

Автор: Дмитрий Александрович Клепинин

Exit mobile version