Евразийская философия и её роль в становлении внутренней политики России

Возникшее   в   начале   двадцатых   годов  в   среде  русской эмиграции   и  объединившее  философию,  историю,  географию,  экономику, психологию  и  другие   области  знания,  евразийство  явилось  новым   и  в  то   же время   достаточно   традиционным  для  России  течением  мысли. 

Источник фото"Евразийский Союз Молодёжи"

Наиболее известными  евразийцами   были:  лингвист,  филолог  и  культуролог  Н. С. Трубецкой;  географ,  экономист   и  геополитик   П.Н. Савицкий;  философ  Л. П. Карсавин;  религиозные  философы  и  публицисты  Г. В. Флоровский, В. Н.Ильин;  историк  Г . В. Вернадский;  музыковед  и  искусствовед  П .П . Сувчинский;  правовед   Н .Н .Алексеев;  экономист   Я. Д. Садовский; критики   и  литературоведы   А. В. Кожевников,  Д. П. Святополк-Мирский;  востоковед   В. П.Никитин;  писатель   В. Н. Иванов. Классическое  евразийство  – это  яркая  страница  интеллектуальной,  идеологической  и  политико-психологической  истории  русской пореволюционной эмиграции 20-30-х годов прошлого века. С момента активного заявления о себе евразийство отличали:  изоляционизм; 

 

  1. признание факта  революции  в  России  (в  том смысле, что ничто дореволюционное уже невозможно);
  2. стремление стоять вне «правых» и «левых» (идея «третьего, нового максимализма» в качестве противопоставления идее третьего интернационала).

 

Как цельное мировоззрение и политическая практика евразийство не только постоянно внутренне эволюционировало, обновляло состав участников, но часто становилось объектом критики, энергичной и весьма эмоциональной полемики, категорического неприятия в эмигрантской среде. И  сегодня  восприятие  евразийских идей в России неоднозначно. Можно  согласиться  с  мнением  известного  современного  российского религиозного философа С.С. Хоружего, который говорит о евразийстве как о тотальной идеологии, с жесткими идейными схемами, с упрощениями и категорическими позициями по всем вопросам, и полагает, что таков был стиль эпохи – время господства идеологий фашизма, нацизма, марксизма и рейдизма. Вместе с тем, С.С. Хоружий отдает дань некоторым идеям основоположников евразийства, которые, по существу,  предвосхитили  появление таких современных научных направлений, как геософия, экология культуры, номадология. Вплоть  до  1980-х  годов  евразийская  проблематика  не  была предметом  серьезных  исследований ученых-обществоведов.  Авторы  немногочисленных статей, так или иначе затрагивающих евразийскую проблематику, крайне негативно относились к представителям этого течения и к их идеям. Еще одна периодизация евразийства дана в книге А.Т.  Горяева, согласно которой евразийство может быть  разделено  на  три  этапа: 

первый   –  оформление  комплекса  идей (1921-1924); 

второй  –  утверждение этих идей (1924-1928);

третий – распад общего движения на различные группировки  и  закат  евразийства (1928-1938) . Особое место в исследовании творчества  евразийцев,  вне  всякого  сомнения,  принадлежит  великому русскому ученому Л.Н. Гумилеву, называвшему себя «последним евразийцем» и выразившему незадолго до смерти твердую уверенность в том, что если России суждено возродиться, то только через евразийство .Это  течение  рассматривалось некоторыми из его первых критиков как  продолжение  славянофильства. Один из основоположников евразийства  князь  Н.С.  Трубецкой  пишет: «Освободив свое мышление и мироощущение от давящих его западных шор, мы должны внутри себя, в сокровищнице национальной русской духовной стихии черпать элементы для создания нового мировоззрения» .Классическое  евразийство было идейным наследником славянофильства. Однако, несмотря на то, что по выражению П.Н. Савицкого: «Евразийство, конечно, лежит в общей со  славянофилами  сфере… проблема взаимоотношений обоих течений не может быть сведена к простому преемству» .

 

Источник фото Медиа Группа Патриот

 

Уникальность же евразийства, по моёму мнению, заключается в том, что это был оригинальный синтез трех учений:

 

 

Однако синтез этих трех учений основывался на рациональном анализе культуры и истории России с одной стороны, а с другой стороны, на одной из первых в мире теорий геополитики, т.е. соотнесении политических и национальных  форм  органического бытия жизни народов с географическим пространством, или цивилизационном подходе.

 

Каким будет наше будущее? Этот вопрос, до сих пор интересен всем народам, живущим на нашем Евразийском пространстве. И простым людям и президентам стран ЕАЭС, экономистам, экспертам и политологам. Когда у Владимира Путина спросили каким бы даром он хотел бы обладать, он просто ответил: даром видеть будущее. И действительно, кто может сказать, каким будет наше будущее? Несколько десятилетий назад, мы и в мыслях не могли себе представить, что появятся такие серьёзные организации как ШОС, БРИКС, ЕАЭС, в рамках которого народы и страны будут объединяться и получат уникальную возможность обсуждать своё будущее и будущее нашего геополитического мироустройства.Ведь в каждой стране есть своя уникальная культура, традиция и менталитет.

Можем ли мы выделить среди таких идей планетарного масштаба этот феномен, может ли он претендовать на статус объединяющей концепции при строительства современного многополярного мироустройства?

 

Источник фото «Евразийский Союз Молодёжи»

 

При всех глобальных процессах и недочётах, мы может выделить две такие глобальные идеи, которые находятся в постоянной схватке друг с другом, как добро и зло, свет и тьма. Великая битва континентов, пояса оси Земли, неба, суши и воды. Это идея Атлантизма, в основе которой заложен принцип однополярной гегемонии США и её полный контроль над глобальными мировыми масштабами и подчинения других институтов власти в лице Евросоюза и НАТО. Здесь присутствует принцип рабовладельческого господства, одной части глобальной элиты над всем миром. Отсутствия гуманизма, прав человека и полное уничтожение суверенитета других государств, разграбление целых континентов экономических и политических, путём продвижения интересов НАТО на восток. В России эта идея имеет под собой воспоминания о 90-х годах и принципах агрессивного Либерализма, одним из ключевых элементов разрушения устоев и принципов традиционного общества, русофобия, неонацизм и разрушение суверенитетов многих стран, потеря своей национальной идентичности. По примеру Прибалтики и Украины мы прекрасно видим к чему это привело, последствия войн, политических кризисов, хаоса и разрушений. И вторая идея — это Евразийский вектор развития, патриотическо-консервативная идея.

В центре которого находится человек, его стремление к справедливости, уважению принципов и приоритетов суверенитета во внутренней и внешней политике. Мечта о построении общества социальной справедливости и многополярного мироустройства. К такому идеалу стремился когда-то Советский Союз, концепция построения общества социальной справедливости рухнула под натиском либеральной экспансии и принципов рыночной экономики. Лишь спустя 30 лет мы стали заниматься процессами формирования суверенитета на государственном и общественно-политическом уровне, а 75-летие победы в Великой отечественной войне, как сакральное напоминание потомкам. Если говорить о российской национальной идеи, то она должна в первую очередь затрагивать интересы большинства народов и этносов, которые тысяча лет проживали с нами бок о бок в едином географическом пространстве. Это идея должна строится в первую очередь на построении общества социальной справедливости, гармонии, добра и историческом опыте СССР, Российской империи. Пока рано говорить, какую концепцию и идеологию сформулирует наше общество и сам национальный лидер в ближайшей перспективе, но запрос уже дан и большинство россиян, поддержали поправки в конституцию, которые дают нам уникальный шанс осознать себя, как часть многовековой истории развития российской государственности, а так же влиять на судьбу страны в будущем.

 

От нас всех зависит, в каком доме и на каких философских принципах мы будем жить и существовать в будущем наша великая Россия.

Exit mobile version