Литва, Латвия и Эстония уже много лет пытаются не только избавиться от «зависимости» от нефти и газа из России, но и перестать импортировать электроэнергию из этой страны.
Еще в 2017 году руководство стран Балтии приняло решение выйти из соглашения о параллельной работе энергосистем электрического кольца Белоруссия – Россия – Эстония – Латвия – Литва (БРЭЛЛ) к 2025 году. Вместо электричества из РФ и РБ эти государства собрались импортировать энергию из ЕС, присоединившись к системам союза.
Однако в начале марта 2022 года Литва, Латвия и Эстония процесс интеграции попытались ускорить. Балтийские операторы Elering, AST и Litgrid заявили, что ограничили импорт электроэнергии из России. Официально это было сделано для обеспечения надежности электроэнергетической системы стран Балтии даже в случае чрезвычайной десинхронизации сети с России и Белоруссии. Но, как оказалось, слова у властей прибалтийских республик снова расходятся с делом.
Итоги марта показали, что Латвия, Литва и Эстония по-прежнему покупают российскую электроэнергию, причем даже увеличили объем закупок. Он вырос почти в два раза по сравнению с январем 2022 года и составил около 600 тысяч мегаватт-часов.
Тем временем Латвийские пограничники начали отсеивать россиян. Тех, кто отказывается осуждать проведение спецоперации на Украине, не впускают на территорию республики.
Недружественные действия со стороны руководства Латвии противоречат всеобщей международной декларации о защите прав человека и гражданина. Человека нельзя дискредитировать, если он не совершил противоправных действий, и его вину не установили в суде.
Как показывает практика отношений с прибалтийскими странами, у нас действуют двойные политические стандарты, когда Прибалтика — Латвия, Литва, Эстония — и Польша действуют в фарватере русофобской политики.
Недопустимо притеснять граждан вне зависимости от их политических, внутренних, религиозных, социальных убеждений, статуса и так далее. Прибалтика четко движется по русофобскому курсу и не понимает целей и задач российской спецоперации на Украине.
Ситуацию нельзя оставлять без внимания. Российский МИД должен подготовить ответные санкции. Их необходимо направить против конкретных латвийских чиновников и авторов русофобских инициатив. В отношении гражданского общества европейских стран мы ни в коем случае не испытываем никакой ненависти, потому что они стали жертвами этой санкционной политики.Ответные меры России должны быть очень сильно зеркальными. Это наше право защищаться.
Изменить русло российско-латвийских отношений может лишь смена власти в прибалтийской республике. Для этого себя должны проявить политики, представляющие русскоязычную часть населения. В качестве положительного примера он привел Молдавию, когда президентом страны стал Игорь Додон. Только изменение института действующей власти, изменение внешнеполитического курса может изменить российско-латвийские отношения. Пока что в информационном поле Латвии присутствуют 70-80% русофобов и лишь 2-3% составляют здравые умы.
Автор Зам гл. редактора Юрий Самонкин