Энергетический кризис, который продолжает набирать обороты, ставит под удар сильнейшие экономики Евросоюза. Те страны, которые на протяжении десятилетий считались – если не политическими, то экономическими – гегемонами ЕС, могут утратить свой статус.
Германия сегодня переживает сильнейший кризис, который может разрушить всю экономическую модель этой страны. Во французском издании Le Figaro уже заявили, что вскоре факторов, которые сделали из ФРГ ведущую державу в Европе, не останется, и пришел черед других европейских стран проявить себя.
Для Франции проблемы Германии могли бы стать хорошей новостью, так как «Пятая республика» давно и упорно пытается занять место ФРГ. Но проблема в том, что экономический и энергетический кризисы ударили также и по Парижу. В итоге может оказаться, что заменить тонущего гегемона Европы будет попросту некому.
Экономическая модель Германии во многом крайне зависима от поставок российского газа. Достойных альтернатив «голубому топливу» из РФ в ФРГ так и не нашли. В стране нет собственных терминалов по приему и регазификации СПГ.
Конечно, правительство Германии объявило о строительстве нескольких таких объектов (в Вильгельмсхафене в Северном морском порту и в Брунсбюттеле, недалеко от Гамбурга). Однако на их возведение нужно время. Премьер-министр немецкого региона Гюнтер заявил, что терминал в городе Брунсбюттель может быть введен в эксплуатацию уже в начале 2023 года, но эти сроки вызывают серьезные сомнения.
Сегодня ЕС представляет закрытую бюрократическую структуру, где все решения отдают в руки Брюсселя.
Но проблема в том, что этот «единый центр» не предпринимает реальных действий – например, не создает единую Конституцию Евросоюза, не ищет реального выхода из энергетического тупика и прочее. Вместо этого Брюссель продолжает придерживаться зависимой проамериканской политики.
Одновременно с этим страны ЕС пытаются подставить друг друга. Причем они даже не конкурируют, а скорее превращают своих более слабых соседей в доноров – страны Балтии, Грецию, балканские государства. По сути, экономики, которые не могут конкурировать с Францией или Германией, просто поглощаются. Но сейчас санкции ударили даже по сильнейшим. Теоретически, Великобритания могла бы стать ведущей страной Европы, заменив Германию, но она вышла из ЕС. Франция сейчас тоже более устойчива, чем ФРГ.
Но мне кажется, что в нынешней ситуации спасти экономику ЕС могли бы другие страны. Например, Венгрия, которая ведет себя более адекватно и заключает выгодные контракты без оглядки на идеологию. Также роль лидера может примерить на себя Италия, в которой в ближайшее время сменится правительство. Экономическое потери в этой стране минимальные по сравнению с Центральной Европой, которая ранее считалась оплотом стабильности и процветания. Но сегодня уже стало понятно, что она будет вынуждена отдать лидерство либо югу, либо отдельным государствам востока ЕС.
В разгар экономического и энергетического кризиса страны ЕС все больше напоминают пауков в банке. Механизмы «европейской солидарности» работают очень не слаженно.