Сейчас мы получили уникальный шанс через объединение экономических, интеллектуальных, социо-культурных потенциалов выйти на качественно новые рубежи развития и цивилизационного прогресса. Необходимо ответственно подойти к реализации открывающихся перед нами возможностей. Это исторический шанс, который мы не имеем права упустить.
Одним из главных приоритетов внешней политики Российской Федерации является сотрудничество со странами ближнего зарубежья в контексте интенсивного развития интеграционных процессов. В самых различных форматах: ЕврАзЭС, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство происходит активизация торгово-экономических, производственных и инвестиционных связей, расширение общественных и гуманитарных коммуникаций.
Высшей точкой развития интеграционных усилий руководства Российской Федерации является Евразийский Союз, строительство которого мы планируем завершить к 2023 году. Темпы евразийской интеграции беспрецедентны, и намного опережают динамику строительства Европейского Союза в середине прошлого столетия. Именно поэтому так важно системно проанализировать итоги пройденного пути, учесть допущенные ошибки и сформулировать «задачи на будущее».
Необходимо отметить, что интеграция на пространстве СНГ является объективным отражением общемировых тенденций. В современном мире ни одно государство, каким бы мощным экономическим и политическим потенциалом оно ни обладало, не способно самостоятельно противостоять глобальным вызовам и угрозам.
Сегодня мы видим как для преодоления негативных тенденций в мировой экономике создается новый интеграционный формат — G-20. Для постсоветского пространства эффективным ответом на вызовы времени является проект создания Евразийского Экономического Союза, изложенный Владимиром Владимировичем Путиным в программной статье «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня».
Определяя масштабы проекта и его роль в системе международных отношений, Президент Российской Федерации отмечал: «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».
В этой связи важно отметить, что евразийский проект реализуется с учетом всех преимуществ и недостатков европейской интеграции. Однако если на создание таможенного союза европейским странам потребовалось около 40 лет, то Россия, Беларусь и Казахстан создали Таможенный союз всего за 8 лет.
С 1 января 2012 года уже функционируют 17 соглашений, формирующих основу Единого экономического пространства, по сути общего рынка евразийских стран. Эти соглашения регламентируют ряд ключевых направлений экономического сближения «тройки» — от координации макроэкономической политики до трудовой миграции. Итоги деятельности евразийских структур уже сейчас полностью подтверждают экономическую целесообразность интеграционного проекта.
Большая и эффективная работа в рамках евразийского проекта ведется законодательными органами наших стран. Благодаря национальным парламентам к середине прошлого года были полностью реализованы мероприятия по введению в действие пакета международных договоров в сфере единого таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе. Выполнены основные мероприятия по формированию таможенного законодательства: введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза; унифицирован порядок таможенного администрирования, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы; установлены и применяются единые правила определения таможенной стоимости, а также единые правила определения страны происхождения товаров.
Огромный объем работы, выполненный законодателями, позволил трем странам Таможенного Союза успешно перейти к новой ступени интеграции – Единому экономическому пространству. Однако по мере повышения уровня межгосударственного взаимодействия возросла потребность в формировании наднационального законодательного органа.
Это должно стать одной из главных задач на ближайшую перспективу!!!
Прежде всего, необходимо укрепить фундамент общественной поддержки создания Евразийского союза, превратить евразийскую интеграцию в «общественный проект». Пока же социологические исследования свидетельствуют о низком уровне информированности населения о происходящих процессах и, как следствие, настороженном отношении к евразийской интеграции.
Так, результаты опроса граждан в разных странах постсоветского пространства, проведенные ВЦИОМ в конце 2011 года, показали, что число сторонников интеграции среди жителей стран бывшего СССР, в том числе и России, варьируется от 24% до 67% (причем 67% приходится на Киргизию). Если верить этому опросу, только 48% россиян выступают за интеграцию на постсоветском пространстве, и лишь 10% знают о создании Евразийского экономического союза.
Допускаю, что сегодня по мере развития интеграционных процессов эти цифры могут быть несколько выше. Однако вывод остается неизменным — евразийскому проекту не хватает мощной информационной и общественной поддержки.
Еще одна проблема с которой сталкивается продвижение Евразийского проекта, это устойчивые фобии относительно возможности возрождения нео-Империи или «реанимации» Советского Союза. Эти представления в отсутствие эффективного информационного противодействия, с разной степенью успешности подогреваются определенными деструктивными силами в Казахстане, Белоруссии, Киргизии, других странах СНГ.
Между тем, и российский, и казахстанский лидеры неоднократно подчеркивали, что евразийская интеграция — не возрождение политических институтов, подобных Советскому Союзу, а объединение экономических потенциалов постсоветских государств с целью придания дополнительного импульса их развитию.
Теперь тем установкам на интеграцию, которые дает руководство наших стран, необходимо придать глубину через экспертное обсуждение. Причем, это не только эксперты, не только академическое сообщество, но и практики, представители бизнеса, в том числе малого и среднего предпринимательства. Это представители молодежных организаций, которые уже сейчас формируют новые структуры, активно работающие на этом направлении.
Особо я хотел бы отметить необходимость дополнения интеграции экономической механизмами образовательной и социо-культурной кооперации. Евразийский экономический Союз должен полностью соответствовать требованиям конкурентной экономики 21 столетия — экономики знаний.
Автор Зам гл. редактора Юрий Самонкин