Нам привычно отмечать День победы 9 мая, и мало кто вспоминает, что праздник официально называется Днем Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Иными словами, о победе над милитаристской Японией – той, которая, собственно, и поставила точку во всей Второй мировой войне и была продолжением майской победы, – в праздничный день вроде и речи не идет. И получается, что сегодня в России вообще нет праздника, который был бы посвящен этому историческому событию.
Справедливости ради, все же напомним: в Советском Союзе День победы над Японией отмечался на протяжении трех лет – с 1945-го по 1947-й годы. Он был не просто праздничным, а официальным выходным днем. Но затем день стал рабочим, а вскоре и все торжества в честь советских воинов, сумевших победить в самой страшной войне в истории человечества, полностью сконцентрировались на 9 мая.
Вступление Советского Союза в войну с Японией предопределялось соглашениями, которые СССР, Великобритания и США заключили в феврале 1945 года во время Ялтинской Конференции определившей формат послевоенного мира. Согласно этим договоренностям, к концу лета 1945 года советские войска должны были быть сосредоточены у сухопутных границ на Дальнем Востоке и затем начать наступление на Квантунскую армию, являвшуюся крупнейшим соединением японской армии в регионе.
Однако у советской стороны были свои планы насчет войны с Японией, а самое главное, было понимание, как можно одержать победу над Квантунской армией при как можно меньших потерях. Прежде всего для этого требовалось насытить войска Забайкальского фронта современной техникой, чего удалось добиться за счет направления с Урала на восток части новых танков, орудий и самолетов. Поток их постепенно увеличивался по мере того, как приближался срок начала боевых действий. А когда закончились бои в Европе, на Дальний Восток в кратчайшие сроки удалось перебросить колоссальную группировку войск, имевших огромный боевой опыт: 36 стрелковых, артиллерийских и зенитно-артиллерийских дивизии, 53 бригады, 5 авиационных дивизий, 3 корпуса ПВО страны и бомбардировочный авиационный корпус.
При подавляющем преимуществе в живой силе и технике советские войска сумели в кратчайший срок сломить сопротивление Квантунской армии и всего за десять дней выйти к намеченным рубежам на берегах Желтого моря, завершив разгром японцев. В плен попало почти 650 тысяч солдат и офицеров Страны восходящего солнца, а безвозвратные потери по меньшей мере вдвое превышали таковые с советской стороны, что делало Маньчжурскую операцию Красной Армии одной из самых успешных в истории Второй мировой войны.
14 августа 1945 года правительство Японии приняло решение о капитуляции, а к 19 августа большинство японских соединений и подразделений выбросили белые флаги. И наконец 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» в присутствии представителей командования союзнических войск, в том числе советских и китайских, был подписан акт о капитуляции Японии. Советский Союз вернул себе все потери, понесенные Россией по итогам Русско-японской войны 1904-1905 годов и даже чуть больше, считая Южные Курилы, уступленные японцам еще в 1855 году.
В тот же день, 2 сентября, президиум Верховного Совета СССР выпустил указ, которым день 3 сентября объявлялся праздником победы над Японией и становился нерабочим днем. Таким образом, уже в 1946 году наша страна отмечала два Дня Победы: над нацистской Германией и милитаристской Японией, и оба праздничных дня были нерабочими.
Праздник, который забыли отменить
Но всего через два года эти праздничные дни перестали быть выходными. Первым свой статус сменил день победы над Японией: решение об объявлении его рабочим днем тот же президиум Верховного Совета принял 7 мая 1947 года. А 23 декабря рабочим стал и день 9 мая (выходной перенесли на 1 января). И вплоть до 1965 года никаких больших торжеств по поводу двух дней победы в СССР не было: все ограничивалось салютами и неофициальными празднествами. Когда же в 1965-м – в год двадцатилетия Победы – страна впервые после Великой Отечественной войны со всенародным размахом отметила этот праздник, о втором дне победы (над Японией) уже не вспомнили. Она оказалась в тени победы над Германией, хотя формально 9 мая чествовали всех ветеранов: и тех, кто сражался на Западе, и тех, кто воевал на Дальнем Востоке. А со временем 9 мая стал олицетворять советскую победу во Второй мировой войне вообще, а про сентябрьскую дату почти не вспоминали. А если все-таки речь о победе над Японией заходила, то упоминалось только 2 сентября — как день японской капитуляции.
Советские ветераны (а потом и российские) и общественные организации не раз поднимали вопрос о том, чтобы вернуть в праздничный календарь 3 сентября или хотя бы включить дату в число дней воинской славы России. Ведь формально никакого решения об отмене самого праздника победы над Японией не было принято ни в СССР, ни в России! Но с 2005 года на этот день приходится День солидарности в борьбе с терроризмом, памятный прежде всего операцией по освобождению заложников в школе №1 в Беслане.
Конечно, сегодняшняя Россия гораздо лучше помнит эти события, чем историю советско-японской войны в августе 1945 года, которая никогда не была так известна, как история Великой Отечественной войны. Но и забывать о том, что наша страна, едва справившись с одним могущественным противником, почти сразу смогла одолеть и другого, четыре года сопротивлявшегося соединенным силам союзников в Тихом океане и в Юго-Восточной Азии, тоже не следует. И если ставить перед собой задачу не позволить вычеркнуть Советский Союз и Россию как его преемницу из числа победителей во Второй мировой войне, то тем более День победы над Японией нужно вернуть в российский календарь. Ведь бывшие союзники нашей страны по той войне продолжают его праздновать: Великобритания — 14 августа, а США — 2 сентября.
Автор Зам гл. редактора Юрий Самонкин