Восточный экономический форум традиционно проводится на площадке Дальневосточного федерального университета на острове Русском. Но в нынешнем году выбор этого места приобретает символический оттенок. В условиях, когда коллективный Запад стремится к изоляции России, остров Русский с его Русским мостом становятся новыми ориентирами на пути к многополярному миру.
ВЭФ-2022 продемонстрировал, что Россия отвечает на вызовы активным укреплением связей с Востоком. В своем обращении к участникам, организаторам и гостям VII Восточного экономического форума Владимир Путин обозначил основные отправные точки и векторы многополярности: «Крепнет и набирает обороты прямое двустороннее сотрудничество азиатско-тихоокеанских государств, а также их кооперация в рамках таких влиятельных объединений, как ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АТЭС, АСЕАН».
Об итогах Форума сообщается:
«Было подписано рекордное количество соглашений об инвестиционных вложениях, а также меморандумы и соглашения о намерениях. Всего было подписано 296 соглашений на общую сумму 3 трлн 272 млрд рублей, среди которых – соглашения об инфраструктурных и транспортных проектах, разработке крупных месторождений, а также в области строительства, промышленности и сельского хозяйства».
Обратим внимание на следующие символические моменты.
В форуме участвовали 68 стран. Среди иностранных делегаций на ВЭФ-2022 самой представительной была китайская (205 человек). Второй по численности была делегация Мьянмы (87 человек). А теперь посмотрим на политический контекст такой статистики. Еще год-два его не существовало бы. Во всяком случае, этот аспект не бросался бы так в глаза: логично ведь, что на Восточном экономическом форуме активизируются контакты с самой большой азиатской державой. Не вызывал бы удивления и факт многочисленной делегации из Мьянмы. 54 млн населения — это больше, чем, например, на Украине. Хотя почти вдвое меньше, чем во Вьетнаме, а делегация этой страны была небольшой.
Упомянутая статистика как бы демонстрирует нам, что на фоне недавнего визита Нэнси Пелоси в Тайвань именно Китай является активным экономическим партнером России, на которую оказывает санкционное давление коллективный Запад.
Показательно, что и в пленарной сессии Владимира Путина 7 сентября приняли участие председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу и лидер Мьянмы Мин Аун Хлайн — вместе с премьером Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ и премьер-министр Армении Никол Пашинян.
В обсуждении «Роль ШОС в изменяющемся мире» принял участие директор Института России, Восточной Европы и Центральной Азии (Китайская академия общественных наук) Сунь Чжуанчжи. В дискуссии «Ворота в многополярный мир. Дальний Восток в новой архитектуре международных отношений» Китай представлял исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете (RDCY) Ван Вэнь. В сессии «Россия — АСЕАН» участвовал Министр инвестиций и внешних экономических связей Республики Союз Мьянма Кан Зо. И т.д.
В рамках деловой программы ВЭФ-2022 одним из мероприятий партнеров было «Инфраструктура как драйвер роста — опыт Китая».
Международным центром совместных инициатив (ICJI) была организована сессия «Россия-Китай: торговлю развивать нельзя остановить, где поставим запятую?». Заместитель генерального директора ICJI и китаевед. Николай Вавилов отметил, что за десять лет товарооборот между Россией и Китаем удвоился и в 2022 году, скорее всего, вырастет еще на 30%, впервые превзойдя товарооборот между РФ и странами Европы. Среди точек роста он называет высокие технологии, автомобилестроение, продовольственную безопасность.
Подобные дискуссии становятся еще и площадкой для демонстрации намерений. Так, о готовности сотрудничать с российским рынком заявили Чжан Тянь — генеральный директор направления «Россия» дирекции международного сотрудничества компании iFlytek (один из мировых ИТ-гигантов, крупнейший разработчик искусственного интеллекта в Азии); Чжан Синьхун — генеральный директор Zhengzhou Coal Mining Company (производитель оборудования, с помощью которого добывается две трети угля в Китае); Ван Цзянь — руководитель отдела ВЭД Henan Wolfe Autoparts Co (крупный производитель автозапчастей); Ли Лян — председатель правления Shengli Oilfield Kangbei Petroleum Engineering Equipment Co; Сунь Дэмин — директор по зарубежному маркетингу Weichai Lovol Heavy Industry Co (поставщик сельскохозяйственной техники).
Особая тема — фактор Мьянмы, являющийся раздражителем для коллективного Запада. Напрашиваются европейские аналогии. Запад делает изгоем это государство под тем предлогом, что там в феврале 2021 года произошел государственный переворот. При этом Украина, где такой же государственный переворот случился еще в феврале 2014 года, получает «зеленый свет» от коллективного Запада. Она всячески поощряется западными партнерами. Запад благополучно закрывал глаза и на вопиющие нарушения прав человека на Украине, и на тот факт, что политические силы, путем антиконституционного переворота захватившие власть в стране, менее чем через два месяца развязали гражданскую войну в Донбассе. Генсек ООН Антониу Гутерриш требует от Мьянмы возвращения к инклюзивному и демократическому обществу, хотя Украина за восемь лет дала куда больше оснований для подобных требований к ней.
Аналогия «Мьянма — Украина» усиливается, а вопросы о двойных стандартах усугубляются, когда речь заходит об атомной энергетике. 6 сентября 2022 года на Форуме была подписана дорожная карта о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях на 2022—2023 гг. между Госкорпорацией «Росатом», Министерством науки и технологий и Министерством электрификации Республики Союз Мьянма. Документ предусматривает конкретные шаги по дальнейшему выстраиванию российско-мьянманского сотрудничества в атомной сфере. Такие, как расширение двусторонней нормативно-правовой базы, возможную реализацию проекта атомной электростанции с реакторами малой мощности на территории Мьянмы, а также подготовку кадров и формирование позитивного общественного мнения в отношении атомной энергетики в Мьянме.
Пока нынешние власти Мьянмы думают о формировании позитивного общественного мнения касательно атомной энергетики, Запад работает в противоположном направлении. Американское Radio Free Asia заявляет: «Сотрудничество в атомной энергетике между Мьянмой и Россией вызывает озабоченность. Некоторые аналитики говорят, что это первый шаг в плане хунты по разработке ядерного оружия. Хунта объявила, что будет использовать ядерную энергию для производства электроэнергии, научных исследований, производства лекарств и промышленности. Тем не менее, капитан Каун Ту Вин, армейский офицер, присоединившийся к Движению гражданского неповиновения (CDM), считает, что соглашение является частью усилий хунты по разработке ядерного оружия»
Ядерные амбиции Мьянмы моментально вызвали опасения прозападных аналитиков. Исполнительный директор аналитического центра Институт стратегических исследований Тэйнинга Тейн Тун У возражает им: «Строительство ядерного реактора в Мьянме приемлемо, потому что это поможет удовлетворить потребности страны в электроэнергии. Что касается перспективы создания ядерного оружия из ядерных отходов, то она не должна вызывать беспокойства, пока отходы возвращаются в Россию под контролем МАГАТЭ».
Отметим, что о перспективах создания ядерного оружия нынешние власти Мьянмы не заявляли. В то время как именно подобное заявление президента Украины Зеленского о таких намерениях стало спусковым крючком для специальной военной операции России.
Фактор Мьянмы показывает, насколько не безупречны устои однополярного мира с его двойными стандартами. А Россия не стесняется выстраивать партнерские отношения с этой азиатской страной. Владимир Путин на Форуме, в ходе встречи с председателем государственного административного совета Мьянмы Мин Аун Хлайном, сказал: «Отношения развиваются у нас позитивно. Объем торгово-экономических связей пока в абсолютных величинах скромный, но тенденция очень хорошая: в 2,4 раза увеличение за первое полугодие текущего года».
Можно уже говорить о том, что участники ВЭФ-2022 не просто обозначили намерения, но и начали реальное движение к многополярности.
Автор: Зара Виан специально для СИ «World Russia»