Интервью с Сергеем Васильевичем Сопелевым: операция «Кольцо» шедевр военного искусства

Источник фотографии: cbscao.ru

В преддверии 80-й годовщины Победы Красной армии в Сталинградской битве мы поговорили с руководителем гражданско-патриотической секции военно-исторического общества, почётным доктором исторических наук Сергеем Васильевичем Сопелевым. И сегодня, в этот знаменательный день, публикуем наше интервью.

World Russia : Сергей Васильевич, в наше время историю пытаются переписать все, кому не лень. Скажите, существуют ли уже в России механизмы для защиты отечественной истории от фальсификации?

Сергей Васильевич: Защита истории от фальсификации и вредоносных исторических вбросов — дело очень сложное и тонкое. Обязательно нужно давать по рукам различным фальсификаторам. На сегодняшний день Россия защищает нашу историю в нескольких плоскостях: по линии Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса, по линии Кодекса об Административных правонарушениях. Вот по линии Конституции РФ 67.1 статья: запрещает умалять значение подвига народа и защищает историческую правду. Это Конституция — высший закон нашей страны. По линии Уголовного кодекса Российской Федерации у нас есть статья 354.1 «О реабилитации фашизма». Там есть три подпункта. Первый — это отрицание самих фактов, которые были указаны в приговоре Международного военного трибунала, или же создание заведомо ложных свидетельств, доказательств. Второй пункт, со служебными положениями, — если человек, используя определённое служебное положение, занимается фальсификациями, пропагандированием неких искусственных доказательств. И третий подпункт — это неуважение к праздникам и дням воинской славы, памятным датам. Наказания там очень разные. Есть большие штрафы, для обычного человека есть обязательные работы и исправительные работы. Существует запрет после этого на занятие некоторых должностей на некоторое время. Может быть, даже уголовный срок. Ну и третья защита — это КоАП (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях), в частности статья 20.3, она говорит о пропаганде нацисткой символики и там есть штрафы определенные и административные аресты.

Вообще хочу сказать, что применялись эти статьи ранее крайне либерально. Вот некие либеральные СМИ — иноагенты, такие как «Медуза»*, или «Серебряный дождь»*, например, очень тщательно отслеживали применение каждой статьи. Особенно статью КоАП. Упоминали, что около 6 с лишним тысяч приговоров прошло в России по этой статье. Там конечно в основном штрафы. Конечно же, дать по рукам фальсификаторам истории мы обязаны. Тем более, их такое огромное количество! Конечно кто-то по незнанию действует, а кто-то злонамерено. Мы должны сказать, что с начала СВО данная работа усилилась. Были запрещены Фейсбук**, Инстаграм**, было много вопросов по Википедии. Было закрыто много материалов на ютьюбе и в Википедии. Ютьюб имеет маркировку, как сервис, нарушающий законодательство России. Сейчас никому в голову не придет повторить то, что было десяток лет назад, когда вандалы жарили яичницу на Вечном огне. Если сейчас что-то подобное произойдёт, таких «провокаторов» сейчас просто в порошок сотрут.

В наше время надо быть очень аккуратными с такой деятельностью по защите истории от фальсификаций. Потому что история — это наука, а наука подразумевает поиск и исследования. Если законодательно, допустим, в области математики выпустить какую-то статью: «Считаем некий закон окончательным, не подлежащему изменениям», или по, астрологии, биотехнологиям… Понимаете, к науке надо относиться очень осторожно. Просто взять и запретить, например, как ранее запрещали генетику или кибернетику… Нужно крайне аккуратно и осторожно подходить к этому вопросу.

World Russia : Ну, а будущее через осмысление нашего времени можно предсказать? Футурологи по вашему мнению, кто они? И можно ли им верить?

Сергей Васильевич: Во-первых, футурология — это наука. От слов «футуро» (лат. futurum) — будущее и «логос» (греч. – λόγος – logos) — изучать. Вообще, это наука по прогнозированию глобальных изменений в жизни всего человечества. На сегодняшний день очень часто футурологами называют Стива Джобса, Илона Маска, если заглянуть чуть раньше, то надо говорить о таких фамилиях, как Циолковский, Вернадский. Да и футурологию преподают в некоторых университетах. Допустим, Хьюстонский университет, Гавайский университет, Берлинский Свободный университет. Тут часто всего футурологию как наука определяют на стыке философии, социологии и ряда других наук. Ученые или футурологи, если это серьезные исследователи, изучают факты, тренды, аналогии, статистику. Если, например, тренд часто подтверждался фактами, составляют на них прогнозы.

Да и сейчас существуют множество центров по прогнозам. Это очень серьезные центры, для серьезных структур. Так, например, внутри СВР (Служба внешней разведки России), существуют такие аналитические центры, Главное управление Генштаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Очень серьезные службы находятся внутри Администрации президента России и работающие на её нужды. По крайне мере, все заместители и руководители Администрации президента, этими вопросами занимаются практически ежедневно.
Много десятков независимых футурологических или аналитических прогнозирующих центров находятся на Западе. Самые известные, которые у всех на слуху, такие как: «Римский клуб», «Трёхсторонняя комиссия», они постоянно готовят футуристические, футурологические отчёты и читать их совсем не лень. Я, например, постоянно читаю отчёты двух американских компаний, это: RAND Corporation («исследования и разработки») и Strategic Forecasting Inc., то есть прогнозы (в основном употребляется сокращение Stratfor) — американская частная разведывательно-аналитическая компания. Мысли наших геополитических врагов надо знать, недооценивать противника непростительная вещь в истории.

В России тоже немало таких центров, ну, например, РИСИ (Российский институт стратегических исследований). По крайне мере они постоянно делают отчёты для Совета Федерации, и некоторые из них даже печатаются.

Факт, что 90-95 % людей, которые называют себя футурологами, — обычные шарлатаны и аферисты. Вот вспоминается, как один политик раскритиковал подход Владимира Жириновского. Говорил, что покойный Жириновский мог за день выдвинуть несколько противоположно направленных мыслей, идей, прогнозов и потом, когда, через 10 лет один из них сбывался, ну 50 на 50, если они взаимоисключающие, эти прогнозы, этот самый прогноз достают в виде видеоролика. И о нём потом говорят: «Вот видите, Жириновский сказал…»
Вообще, какие-то ролики и вещи, которые Владимир Жириновский произносил, мы можем видеть в сети интернет и сказать, что он был замечательным прогнозистом или футурологом.

Я хочу сказать, что одним из самых главных футурологов (если можно так сказать условно), в нашей стране является Путин Владимир Владимирович. Например, сейчас весь мир с замиранием сердца ожидает, когда Путин выступит с очередным посланием к Федеральному Собранию и скажет что-то совершено потрясающее, чего мы ещё никогда не слышали.

Я сам лично обыкновенным доморощенным людям, которые себя называют «футурологи», не верю. Потому что это серьёзная наука и заниматься такими вещами в одиночку, из каких-то своих представлений, ну это как «пальцем в небо» … Если же, наоборот, это какая-то серьёзная структура, с большим количеством людей, методик, исследований, то это уже совсем другой разговор. И можно довериться в какой-то степени и прислушаться к их предсказаниям, их прогнозам.

World Russia : Сергей Васильевич, приближается важная дата: 80 лет со дня Победы в Сталинградской битве. Как вы думаете, может наконец-то пора поставить окончательную точку в названии города? Спор о переименовании Волгограда обратно в Сталинград идёт уже примерно около 30-ти лет.

Сергей Васильевич: Сегодня, во время 80-й годовщины победы Красной Армии над Вермахтом во время Сталинградской Битвы, как никогда остро встал вопрос о переименовании Волгограда в Сталинград. И сегодня это не вопрос истории, и не вопрос культуры, и даже не вопрос географии. Когда мы вспоминаем о переименовании, например, в 1945 году белорусский город Пропойск в Славгород. Там не было никакой политики. Этот же вопрос о переименовании города Волгограда в Сталинград крайне политизирован. Идут яростные идеологические и политологические сражения между сторонниками того и другого решения. Нужно констатировать, что активные люди и депутаты Волгограда разделились на 2 лагеря. Одни выступают за переименование, другие — против. Например, те, что за переименование, говорят, что Родина и народ должны беречь свои победы, приводят десятки примеров из истории нашей страны и других стран. Вот один из них. Вспоминают историю французов, когда Наполеон I, который умер в 1821 году на острове Светой Елены в Атлантическом океане. Девятнадцать лет французы просили, требовали и уговаривали англичан выдать гроб с телом их императора и вернуть на родину, во Францию. В итоге Лондон согласился и выдал гроб с телом Наполеона I. Два военных корабля привезли тело Наполеона во Францию, и похоронили на берегу Сены у величественного собора Дома Инвалидов. При этом уровень торжественных мероприятий по возвращению тела императора и его перезахоронения достиг всех мыслимых и немыслимых пределов.

В то же самое время, волгоградские противники переименования города говорят, что мы тем самым возвращаемся в прошлое. Что каждый гражданин, услышав это слово, «Сталинград», каждый человек, представит себе 1937-1938 год. Встав в полный рост, начинают говорить о Мавзолее, подчеркивают, что другие захотят переименовать Санкт-Петербург в город-колыбель Революции — Петроград. Другие говорят, что нужен городской референдум, переименовывать или не переименовывать в Сталинград. Тут же другие им отвечают, что это — не дело только горожан Волгограда. Что это славная история всего советского народа, поэтому идёт речь обо всех жителях и гражданах России. Что должен сказать Казахстан, в котором также представители Казахстана сражались в битве за Сталинград? Что скажут киргизы, туркмены? Да даже, что скажут французы, которые знают, что такое Сталинград? И не знают, что такое Волгоград. А если мы будем говорить о немцах, то это совсем другой разговор!

Я же лично, как гражданин, обыватель, свой голос бы отдал за переименование Волгограда в Сталинград, но как историк … Как историк, не могу давать каких-то советов. И буду внимательно наблюдать со стороны, чем закончится это «сражение», о переименовании или не переименовании.

World Russia : И еще немного о Сталинградской битве. Согласны ли Вы с оценкой этой Победы, в том смысле, что переломный момент всей Великой Отечественной войны наступил именно там — в Сталинграде, а потом Курская Битва только закрепила этот успех?

Сергей Васильевич: Я придерживаюсь состоявшейся точки зрения, как можно называть основные битвы точками отсчёта Великой Отечественной Войны. 1941 год — битва под Москвой, где мы развеяли миф о непобедимости Вермахта, 1942 год — битва по Сталинградом, где мы сломали стальной хребет Вермахта, 1943 год — Курская дуга, после которой Вермахт уже не обладал стратегической инициативой. 1944 год — «10 сталинских ударов», которые показали, что Вермахт отныне умеет только проигрывать Красной Армии. И наконец, 1945 год — была череда блистательных побед, и у озера Балатон в Венгрии, и Чехословакия, но «шедевральной» является «Берлинская операция».

Вообще нужно сказать, что 6-я армия, которой командовал Паулюс, была самая боеспособная армия Вермахта. Немцы её называли «наконечник стрелы», она была оснащена и вооружена лучшими людьми и вооружением. У Гитлера были большие планы на её применение после Сталинграда, но этому было не суждено сбыться. Хочу заметить, что на Курской дуге очень сильно ценились солдаты и командиры, прошедшие горнило Сталинграда. Да и ленинградцы, и те, кто под Москвой сражались. Очень ценились те, кто блокаду прошёл. Но именно сталинградцы ценились больше всего.

Никто в мире, а особенно в Германии, не ожидал, что Красная Армия в 1942 и в начале 1943 года в состоянии провести полномасштабную операцию. Во-первых, у Красной Армии и СССР нет таких ресурсов для таких масштабных наступлений, и наши командиры, думалось им, не готовы провести такую операцию. Но у нас всё получилось.

И можно сказать, что окружить немцев под Сталинградом, — это третье дело. Очень важно ещё удержать окруженных немцев, потому что проводилась операция «Зимняя гроза», под руководством фон Манштейна, по деблокаде окруженных немцев. Но мы удержали кольцо окружения, и затем третье — нужно было разгромить окружённые войска Паулюса. Предварительно наша разведка сообщила, что в окружение попало около 80 тысяч немецких солдат и офицеров, а в действительности их оказалось 330 тысяч. Поэтому операция «Кольцо» под руководством Рокоссовского — это, своего рода тоже шедевр военного искусства.

World Russia : По вашему мнению, что нужно делать с учебным курсом истории в школе? Ведь известно, что для того, чтобы привить любовь детей к этому предмету, учебника с картинками мало.

Сергей Васильевич: На сегодняшний день в нашей стране есть множество учебников по истории. На мой взгляд одни сильнее, другие слабее. Но, лично я считаю, что нам нужен новый учебник по истории, а он сможет появиться после того, как наше политическое руководство государства нашего наведёт порядок в вопросе постидеологии. После этого появится нормальный учебник.

Но! Хочу заметить, что получить знания по истории и сдать Единый Государственный Экзамен по истории — это совершенно разные вещи. Я знаю, про что говорю. Через мои руки прошло много учеников, которые хорошо знали историю, но не сдали на хороший балл ЕГЭ. Ещё один момент: должен появиться новый тип учителей по истории. Сегодня харизматичных историков в школах крайне мало. Например, лично я в свой адрес слышал слова от взрослых уже людей: «Если бы в моей школе был такой учитель истории, как Вы, то у меня жизнь сложилась бы по-другому».

World Russia : История — это предмет живой. Наука о людях и эпохах прошлого. То есть не просто книга и статистика с фактами, которые мы изучаем. Согласны ли Вы, что такой подход может раскрыть суть, ответить на вопрос, зачем нам знать историю своей страны?

Сергей Васильевич: Историческая наука очень многогранна. Есть специалисты, которые изучают разные области человеческого прошлого. Есть археологи, есть архивариусы, — специалисты, которые работают с архивными данными. Есть этнографы, которые изучают традиции, быт, фольклор прошлого. Есть картографы, они изучают политические карты прошлого или же военные действия. Есть большое количество историков, которые занимаются человеческими судьбами, пишут статьи, книги. Вот последнее, что прочитал от моих коллег, это «Лейтенантская правда». Поэтому, с этой точкой зрения, конечно же историю можно назвать «живой» наукой.
Хочу поделиться своим воспоминанием: когда учился в школе, в классе пятом, изучали татаро-монгольское нашествие. И у меня и моих одноклассников было такое представление, что Чингисхан был достаточно наивный недалёкий полководец, не сильно развитый. Потом, позже, понял, что, если сравнивать IQ того же Чингисхана с современными или не очень современными полководцами, политическими деятелями, то его способность управлять людьми, военными массами, с большим количеством пехоты и конницы, те политические и государственные реформы, которые он проводил, во многом опережают современных и не очень современных политиков и полководцев. Вся разница только в техническом прогрессе. Вот такой пример оживления истории.

World Russia : Сергей Васильевич, а по вашему мнению политику можно отделить от истории, или нет?

Сергей Васильевич: Я считаю, что любой политик и особенно государственный деятель, просто обязаны знать историю. Потому что, с одной стороны, история для стран и государств — это как для человека его личный человеческий опыт. Это то, что было, те «грабли», на которые нельзя наступать, то есть это подобно человеческому опыту. С другой стороны, история отвечает на вопросы: «Что? Чьё? Когда было?» С кем мы дружили, с кем мы не дружили. Ну, например, изначально чьи и кому принадлежали Курильские острова, за которые с нами сегодня спорит Япония. Знать историю очень важно.

С этой точки зрения, иногда в шутку, студентам говорю, что история — самая взрывоопасная наука из всех наук. Уже, например, географию ставлю на второе место по силе взрывоопасности, а какую-нибудь ядерную физику ставлю только на третье, ну и так далее. Потому что больше всего войн в истории человечества происходит от жадности, а с другой — от знания истории. То есть, кому что принадлежало и кто, когда, кого обижал.

Хочу поделиться: я лично столкнулся с тем, как политик изучает историю. Это случилось на моих глазах, один значимый политик решил блеснуть историческими знаниями. И он сказал своим референтам: «Пожалуйста подготовьте мне доклад на такую-то тему…» И дал им общее направление, что стоит говорить, что не стоит, он же для своего электората это готовил. Референты взялись за дело, один из них был историк, другой — политолог. Быстро подготовили небольшой доклад, естественно показали исторические факты в том свете, которые ему были выгодны именно этому политику. Этот политик внимательно ознакомился с этим докладом и затем его по памяти соответственно зачитал. И вот, я заметил: он поверил, что история была именно такой. Хотя он лично отдал указания, что можно говорить, что не нужно говорить, что нужно подсветить, что не нужно подсветить. То есть он сам историю, можно сказать, «нарисовал» при помощи своих референтов, а потом с этим знанием и пониманием истории жил.

World Russia : Сегодня, смотря на то, как идёт развитие событий в зоне СВО и то, какие действия делает фашистский режим на Украине, можно констатировать, что история умеет повторяться в уродливом фарсе. Это так или нет?

Сергей Васильевич: Когда-то гитлеровские фашисты кричали, что все славяне — недочеловеки. То есть — «унтерменши». И уже только поэтому половина из них должна быть уничтожена, а вторая половина — обращена в рабство.

Сегодня украинские нацисты кричат, что «Украина понад усе», «москаляку на гилляку» и что русских нужно только уничтожать и резать.

Но как в своё время гитлеровские фашисты и нацисты очень плохо кончили с этими своими идеями, я уверен, что то же самое случится и в этот раз с украинскими нацистами.

World Russia : Когда мы победим в СВО, как бы Вы хотели отметить это колоссальное историческое событие?

Сергей Васильевич: Самым главным событием для меня станет тот факт, что закончится гражданская бойня и два братских славянских православных народа перестанут стрелять друг в друга.

Но поскольку основное противостояние идёт сегодня между Востоком и Западом, между Россией и НАТО, возглавляемом Соединёнными Штатами Америки, то этот конфликт будет длиться ещё долго. И закончиться он должен прекращением гегемонии Соединённых Штатов Америки. Доллар перестанет быть единственной расчётной валютой, появятся новые полюсы экономические. Мир станет жить по более честным международным правилам.

А это будет нескоро. Но, как было сказано раньше, наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами.

Интервью вёл главный редактор Захаров Дмитрий

Обращаем ваше внимание, что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», Батальон «Айдар» ,батальон «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Мужское Государство», facebook**,Instagram** — ( Корпорация meta)- запрещены на территории Российской Федерации.

«Медуза»* , «Серебряный дождь»*- признаны в Российской федерации СМИ выполняющими функции иностранного агента.

Exit mobile version