Еще до того, как начался саммит стран Евросоюза 9–10 февраля, ряд государств Старого света уже пригрозил остальным, что заблокирует итоговую декларацию, если не будут учтены их требования. Что же на этот раз не поделила «дружная европейская семья»? Речь идет о миграционной политике, которая на фоне энергокризиса и санкционной войны против РФ как бы отошла на второй план. Увы, как только дело дошло до реальных решений проблем с беженцами, оказалось, никто ни о чем не забыл.
Более того, «бунтарями» по вопросам миграционной политики на этот раз оказались не традиционные Польша или Венгрия, а другие страны, причем среди них есть даже Литва, Латвия и Эстония, которые традиционно считались максимально лояльными Брюсселю.
Канцлер Австрии Карл Нехаммер заявил, что его страна может заблокировать итоговую декларацию саммита ЕС, если она не будет содержать конкретных договоренностей по вопросам миграции, сообщает Der Spiegel. По его словам, нынешняя система предоставления убежища в ЕС «не функционирует должным образом» и «больше всего от нее выигрывают циничные торговцы людьми».
Но не нужно думать, что Вена – это «единственный воин в поле». Дания, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Греция и Словакия направили главе Евросовета Шарлю Мишелю и главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен совместное письмо с похожими требованиями. Разумеется, дело не только в том, кто и в каком количестве должен принимать мигрантов, но и в деньгах.
Однако Еврокомиссия на практике не торопится идти на компромиссы с восточноевропейскими странами. Дебаты о том, следует ли финансировать строительство пограничных заграждений за счет средств Евросоюза, возобновились, и ЕК, похоже, просто так отдавать деньги на эти нужда не захочет. Говоря проще, «ядро» Евросоюза предлагает «периферии» ЕС самой тратить деньги на «заборы», патрулирование и все сопутствующие этим мероприятиям расходы.
Сейчас может просто не замечать того уровня сепаратизма на уровне Евросоюза, который становится все сильнее. Расхождение мнений по самым разным проблематикам, включая миграционную политику, становится не просто предметом споров, а уже вопросом дележа конкретных ресурсов.
Наднациональные структуры еще и навязывают странам Европы крайне невыгодные экономические модели – отказ от дешевых российских полезных ископаемых, от рынка сбыта в РФ и даже отчасти отказа от связей с Китаем. Взамен европейским государствам дают что? Те же ресурсы по трансатлантической линии, но в 6–7 раз дороже? А вместе с этим еще и с мигрантами разбираться? За свой счет? При этом Австрия, балтийские страны и остальные недовольные ведь еще и обязаны соблюдать «зеленую сделку», хотя переход на ВИЭ пока что ни в одной стране экономических проблем не решил (а, как правило, еще и усугубил).
Даже украинский вопрос уже не может объединять европейские страны – напротив, он делает все только хуже. Почти на каждом саммите сейчас, какой бы тематике он не посвящался, всегда говорятся лишь ничего не значащие фразы, зато на экранах появляется президент Украины и призывает всех к консолидации и помощи Киеву. И просит побольше денег, которых самим странам в ЕС в условиях кризиса не хватает. Это злит политические элиты стран ЕС, где еще привыкли думать о собственной экономике.
Проблема в том, что в наднациональных структурах Евросоюза сейчас попросту нет политиков, которые готовы положить на стол четкий план по, скажем, преодолению энергокризиса. Нет дорожной карты с конкретными датами, проектами и анализом. Есть туманные обещания, примерные цифры по декарбонизации той или иной отрасли и проекты, которые еще только будут обсуждаться. В Австрии и даже в балтийских странах это отчетливо понимают, поэтому и решили хоть как-то повлиять на Брюссель.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин