Эксперты объяснили новую Концепцию госполитики в сфере содействия международному развитию

Фотография: © GLOBAL LOOK press/Marius Becker

Как сегодня стало известно из телеграмм-канала агентства ТАСС, Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о внесении изменений в Концепцию государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию, которая касается помощи развивающимся странам.

«Согласно новой редакции, одним из принципов российской госполитики является «отказ от навязывания политических условий оказания помощи, уважение права государств — получателей помощи самостоятельно выбирать модель социально-экономического развития с учетом особенностей каждого из таких государств». Ранее такого положения в документе не было, а в соответствующем пункте речь шла в целом об оказании адресной помощи и стремлении к диалогу.

Кроме того, из списка был исключен пункт о направленности на укрепление равноправия и демократизацию системы международных отношений» — говорится в сообщении ТАСС.

Указ по данному документу, который был размещённый сегодня на официальном-интернет портале правовой информации, наглядно показывает, что Россия намерена переориентировать свою помощь странам ЕАЭС и членам СНГ, — дружественным странам, входящим также в объединение ШОС.

Учитывая те геополитические сдвиги, которые сейчас происходят в мире, изменение этого документа повлияет на международную дипломатию Кремля.  Эталоном новых отношений станет доверительное сотрудничество, которое можно наблюдать на примере отношений России с Китаем и Белоруссией.

Мы решили узнать, к чему приведёт изменение данного документа и обратились за комментариями к экспертам.

Мы обратились к руководителю некоммерческой организации «Евразийский диалог» Юрию Федоровичу Тамразову с вопросом: к чему приведёт внесение изменений в этот документ? Не означает ли это, что Россия перестаёт быть «спонсором» неблагодарных стран за их поддержку, на примере таких как Украина? Вот что он ответил:

«На мой взгляд Владимир Владимирович формализовал уже существующий порядок вещей. Ввёл наличествующую де-факто практику в область де-юре. Здесь я бы не ожидал каких-то невероятных изменений во внешнеполитическом, внешнеэкономическом поведении нашего государства, просто потому, что эти изменения давно уже произошли.
Но важный, символический сигнал все-же есть. Мы постепенно выходим из западноцентричной парадигмы мира, подчеркиваем, если присмотреться к формулировкам, свою приверженность новой концепции мирового порядка — многополярности.»

С ним также солидарен Олег Юрьевич Кузнецов, кандидат исторических наук, директор АНО  в поддержку программ ЮНЕСКО:

«Введение в текст Концепции нового принципа свидетельствует о существенной коррекции подхода России в деле содействия международному развитию. Дело в том, что с позиции теории права принципы устанавливают базовые, фундаментальные нормы, на основе которых устанавливаются остальные правила деятельности государства в данной сфере. Следовательно, появление данного нового принципа говорит об установлении Россией для себя определённого самоограничения, согласно которому она не скупает на корню правительства или элиты других стран, как это очень часто делают наши геополитические оппоненты. То есть наша «мягкая сила» отныне сугубо гуманитарная, отрицания в принципе подкуп и финансовый шантаж.

Не менее показательным является исключение из текста Концепции положения о содействии равноправию и демократизации систему международных отношений, что, вне всякого сомнения, является следствием ситуации вокруг Украины. Отстоять свои интересы через инструменты равноправие и демократизации России не удалось, пришлось прибегать к силе. Следовательно, указанное правило оказалось нежизнеспособным и от него пришлось отказаться; сначала на практике, а потом и в политическом контексте.

Концепция, в отличие от всех нормативных правовых актов, является живым и постоянно меняются документом в соответствии с реалиями объективной ситуации. Данное изменение не первое и не последнее, но очень знаковое и показательные, отражающее динамику подходов государства к организации своей деятельности на международной арене.»

С Юрием Тамразовым и Олегом Кузнецовым, также согласна Иванова Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета МИРЭА. Член Совета Российского экологического общества, шеф-редактор журнала «Защити меня», которая дала такой комментарий на наши вопросы:

«Российская Федерация в рамках реализации концепции госполитики планирует делиться с развивающимися государствами имеющимся опытом социально-экономической трансформации и будет стремиться дополнять свои усилия в сфере содействия международному развитию взаимовыгодным сотрудничеством в отрасли торговли, инвестиций, технологий с государствами – получателями помощи. Обновленная концепция предполагает продолжение участия Российской Федерации в апробированных форматах многостороннего сотрудничества в сфере содействия международному развитию. Безусловно, Российская Федерация будет продолжать активно наращивать собственный потенциал в сфере оказания данного вида помощи.

Соответствующая государственная политика Российской Федерации направлена на укрепление равноправия, а также демократизацию системы международных отношений, в новой редакции документа говорится об укреплении собственного потенциала государств – получателей помощи для их перехода к самообеспечению и самодостаточному развитию.
В обновленной концепции отмечается отказ от навязывания политических условий оказания помощи и уважение права государств – получателей помощи самостоятельно выбирать модель своего социально-экономического развития, помощь должна оказываться “на основе открытости, прозрачности и предсказуемости”. Предыдущая редакция документа предполагала “оказание адресной помощи и стремление к диалогу”. Россия перестаёт “спонсировать” зарубежные экономики, планирует наращивать денежную массу внутри страны.»

Осталось признать, что переход к многополярному миру для России в данном историческом цикле стал не «буквой», а прямой формулой действий на международной арене, по-новому обозначив для себя понимание слов «свой-чужой» в отношениях между странами. А в более глобальном смысле — развития добрососедства и приверженности равноправного гуманитарного сотрудничества по поддержанию мира.

Главный редактор Захаров Дмитрий

Exit mobile version