В настоящее время со стороны Запада, в частности, Великобритании, идут активные информационные и геополитические процессы по дискредитации позиции Ирана на международной арене, в частности миф якобы об агрессивном и враждебном Иране перекрывает фактически многие аспекты морского и военно-торгового сотрудничества с Великобританией. Обострение обстановки в Персидском заливе продиктованы в первую очередь со стороны США. И Вашингтон, и Тегеран уже давно говорят о том, что они оставляют за собой право применять силу в регионе Персидского залива, если их жизненно важные дипломатические, экономические или военные интересы будут находиться под угрозой. И, кажется, в Персидском заливе они всегда находятся под этой угрозой.
Чем это противостояние между Ираном и Западом грозит в первую очередь для самого региона? А именно тем, что Тегеран может попытаться реализовать свои угрозы, и Вашингтон пойдет на обострение. Тогда узкие водные пути можно закрыть «асимметричными» силами, которые Иран создавал на протяжении десятилетий.
Даже угроза торговому судоходству повысила бы страховые тарифы и, следовательно, затраты судовладельцев на ведение бизнеса и стоимость для потребителей нефти и газа Персидского залива.
От того, как долго Тегеран сможет держать ворота закрытыми, будет зависеть то, насколько настойчивыми будут усилия США и союзных сил, чтобы открыть доступ. Тогда Иран может создать проблемы, но, скорее всего, ВМС США и его союзники могут форсировать Ормузский пролив. Но чего это будет стоить им?
Иран – далеко не единственная проблема, стоящая перед американскими стратегами. Американские силы должны бороться с непредвиденными обстоятельствами в других местах на евразийской периферии.
Целевые группы, осуществляющие охрану Ормузского пролива, не могут повлиять на военный флот Китая в Южно-Китайском море или российский флот в Средиземном или Черном море. И наоборот, Тегеран, второстепенный соперник Соединенных Штатов, может набрать силы, необходимые для того, чтобы приблизиться к уровню военной мощи таких великих держав, как Китай и Россия в целом итоге.
В настоящее время Иран остаётся стабильным торговым партнёром России. Как стало известно из материалов РИА Новости, в 2023 году Иран рассчитывает получить «огромные объемы» своповых поставок нефти и газа из России, об этом уже заявил министр экономики и финансов Ирана Эхсан Хандузи. И вряд ли здесь Запад сможет расстроить эти отношения. Мир действительно становится многополярным и экономически ответственным.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин