Исполком Международного Олимпийского Комитета опубликовал новые критерии допуска наших и белорусских спортсменов к соревнованиям. Условия чудовищные, противоречащие не только столь любимым в западной риторике правам человека, но и просто здравому смыслу.
Нельзя допускать команды, и неважно, будет это пляжный волейбол, синхронное плавание или микст в теннисе – только «отдельные спортсмены». Нельзя если спортсмен оформлен военнослужащим или полицейским. Нельзя если человек что-то не так с точки зрения чиновников МОК или международных федераций написал в социальных сетях. И ещё множество других ограничений. Такого поражения в правах спортсменов какой-либо страны не было в последние 70 лет олимпийского движения.
«Во время консультаций подавляющее большинство высказали ясное намерение, чтобы был открыт путь к участию спортсменов. МОК рекомендует принимать такое решение с условием, что оно может быть отозвано соответствующей международной федерацией. Спортсмены из России и Белоруссии должны соревноваться только как нейтральные спортсмены», — сказал Бах.
«Эта комиссия должна рассмотреть все соответствующие обстоятельства, в частности, публичные заявления, в том числе сделанные в социальных сетях; участие в провоенных демонстрациях или мероприятиях, а также демонстрация любого символа, поддерживающего войну в Украине, например, символа Z», — сказано в пресс-релизе МОК.
В современной истории олимпийского движения первый крупный бойкот произошёл в 1976 году в Монреале – африканские страны отказались участвовать в Олимпийских играх из-за участия Новой Зеландии, чьи регбисты совершили поездку в ЮАР, проводящую тогда политику апартеида.
Через четыре года была Олимпиада в Москве, и администрация американского президента Картера организовала бойкот Игр из-за ввода советских войн в Афганистан. В ряде случаев позиции властей и национальных олимпийских комитетов совпали, и в Москву не приехали спортсмены США, Канады, ФРГ, Японии, Китая и других стран. В 14 случаях НОКи не согласились с властями, и правительства запретили своим спортсменам использовать национальную символику: Великобритания (!), Франция, Италия, Пуэрто-Рико, Австралия выступали под олимпийским флагом, причем, каждая из федераций по видам спорта этих стран принимала самостоятельное решение ехать или нет.
В 1984 году в Лос-Анджелес уже не поехали страны социалистического лагеря во главе с Советским Союзом, ссылаясь на проблемы с обеспечением безопасности спортсменов. В 1988 году в южно-корейский Сеул не приехали спортсмены КНДР и Кубы.
МОК это всё надоело, и было принято положение о том, что страна, бойкотирующая Олимпиаду, пропускает две следующие. Вот это положение и держат, думается, в уме сегодня многие олимпийские чиновники, выдвигая к России абсурдные требования. Дескать, терпение лопнет – откажутся сами. А мы их ещё и дисквалифицируем. Правда, не совсем понятно, как можно отстранить на две Олимпиады Россию, если на неё не поедут нейтральные атлеты, но ясно, что при таком сценарии МОК найдёт какой-нибудь формальный повод или сделает это без повода.
Надо быть благодарным тем, кто нас приглашает для участия в турнирах, кто приезжает на соревнования к нам. И цепляться за любую возможность участвовать. А то послушаешь некоторых наших чиновников, разговор идет «через губу». Можно понять Елену Вяльбе, которая говорит, что лыжникам в Азии делать нечего – это правда, но о зимних видах спорта думать пока рано. А вот когда в Федерации волейбола говорят о том, что Азиатские игры мало интересуют, недоумеваешь: разве женские сборные Южной Кореи, Японии, Китая и Таиланда не соперники? Ещё какие. Нас приглашают на чемпионат Центральной Азии по футболу, а мы размышляем, какая там будет в июне температура. И это при том, что сборная России по футболу за свою историю с 1992 года из 16-ти матчей с азиатскими странами выиграла лишь 6, да и сам факт участия в турнире, а не в товарищеских матчах, важен.
Кроме того, не следует забывать: постоянное появление наших спортсменов на международной арене способствует укреплению позиций России в целом. Потому так с нами и борются. Думаю, что в ближайшие годы, независимо от того, сколько продлится СВО, нам следует забыть о добрых отношениях с Европой – их не будет. А значит не следует отталкивать руку, с какого бы континента её не протянули.
Необходимо думать сегодня и об альтернативных соревнованиях, на участие в которых не требуется согласия МОК. Пока эта работа ведётся крайне слабо.
И последнее. Цель, которая поставлена на Западе, очевидна – разделить наше общество. В конкретном случае — спортсменов – по видам спорта, граждан – по отношению к гимну и флагу, по участию или нет в Олимпиаде. Не стоит помогать Западу в осуществлении этой цели.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин