Бой за Эль-Кани начался задолго до битвы за Сан-Хуан, еще в 7:30 утра. Главной цитаделью деревеньки считался небольшой каменный форт «Эль-Висо» с шестью опорниками (деревянные блокгаузы) и цепью окопов. Но идальго вцепились в поселение бульдожьей хваткой, и 12 часов кряду дрались против 6.500 янки (9.653 штыка при 4-х орудиях калибра 3,2 дюйма), не позволяя им участвовать в битве за Сан-Хуан. Массы американской пехоты несколько раз накатывались на испанские позиции, а жестокий огонь вновь и вновь отбрасывал их на исходные.
Все пространство постепенно завалили убитыми и ранеными. От артиллерии янки было мало пользы, так как мега профессиональные канониры били только по площадям, опасаясь приблизиться к неприятелю. А издалека просто тривиально мазали. По словам нападавших, Эль-Висо удерживало 500 штыков, хотя в реальности их имелось лишь 40. Но силы оборонявшихся постепенно таяли, огонь стихал, американцы смогли наконец-то подтащить свои орудия поближе, и разнести форт вдребезги. В 16:00 остатки четырёх бригад вновь пошли вперед, и толпою в два пехотных полка заняли развалины крошечного форта. Идальго незамутнённо рассредоточились по строениям Эль-Кани и продолжили сражение. В конце концов, по израсходовании боеприпасов, в 17:00 испанцы отошли к основным силам, потеряв 38 человек погибшими, 138 ранеными и 160 пленными. Сам Вара дель Рей, два его сына и брат пали в бою. За это сражение генерал оказался удостоен Высшей военной награды Испании, Креста Святого Фердинанда, посмертно. Американцы лишились за 12 часов по разным данным от 81 до 600 бойцов погибшим и 360 ранеными, и ничем особым помочь соратникам на главном направлении не смогли.
В общем, на основной позиции войска стояли под огнем, а Командующему Шафтеру было на них почему-то просто наплевать…
Рядовым командирам надоело слышать стоны умирающих подчиненных, и плюнув на субординацию, они пошли, наконец-то, вперед. Старший лейтенант 6-го полка Жюль Гареше Орд, поругавшись до непристойной ругани с генералом Хокинсом, увлёк своих людей в атаку. За ними последовал и сам Хокинс, поддержанный в своем дерзновенном броске всей 1-ой пехотной бригадой. Наверх пошли 10-й, 24-й и 25-й полки. Наступление на цепочку окопов противника велось строго нестройными толпами, без малейшего намёка на порядок. В это время к Рузвельту подоспел штабной офицер с приказом помочь атакующим, и его люди тоже двинулись вперед. Первым американский Флаг над окопами испанцев воздвиг сержант 10-го «черного» полка «Буффало» Джордж Берри. Когда солдаты 1-го и 9-го кавполков с «грубиянами» Рузвельта поднялись на холм Кеттл, испанцы отошли на запасные позиции, не прекращая вести огонь. Но оказалось, что, исходя непонятно из чего, новые позиции построили просто феерическим образом.
Траншеи вырыли ровно на топографическом гребне холма, и неровности местности полностью скрывали накатывающиеся волны янки от огня испанцев! Атакующие выскочили прямо у них перед носом, и идальго предпочли спешно отойти. Именно в этот момент погиб от пули в горло вырвавшийся вперед настоящий Герой этого боя лейтенант Орд. 35 испанцев заперлись в блокгаузе и тут же закипел лютый бой за это «укрепление». К 13:50 холм Сан-Хуан был наконец-то взят. Испанцы удалились через долину на 3-ю линию обороны, чуть ослабив огонь. Большая часть американцев спряталась в захваченных окопах, но неугомонный Рузвельт рванул дальше. Пробежав 150 ярдов, он внезапно осознал, что атакует позиции врага всего с 5-ю солдатами. Пришлось ретироваться. На обвинение «грубых всадников» в предательстве те просто ответствовали, что не услышали приказа на штурм, а сами как-то не сообразили, куда собрался командир. Может, в самоволку…
Разъяренный Рузвельт в отместку набрал себе людей из состава 10-го полка «Буффало» и поставил новоявленых афроамериканцев в строй плечом к плечу с «грубиянами». Испанцы предприняли контратаку, но достаточно вялую, и отбить позиции у имеющего подавляющее большинство врага не смогли. По данным книги сотрудника Института Дюпюи Майкла Клодфелтера «Военные действия и Вооруженные конфликты».
Статистическая энциклопедия «жертв и друих фигур» штатники потеряли 1.240 военнослужащих (144 убитыми 1.024 ранеными 72 пропавшими без вести). Испанцы — 114 убитыми и 366 ранеными. Боевые действия продолжались еще 2 недели. После окончания войны Теодор Рузвельт использовал героический пиар битвы при Сан-Хуане вовсю, что в итоге и открыло ему двери в Белый Дом! Правда, Медаль Почета Конгресса ему вручили только в 2001 году. Формально Куба получила независимость в 1901 году, но подписала обязательство не предоставлять свою территорию никому кроме США. Которые получили право вводить на остров войска по собственному хотению, без оглядки на местное правительство, чем и пользовались в 1906, 1909,1912 и 1917 годах.
Что же до Teddy Bear, плюшевого медвежонка, известного ныне всему Свету, то тут история получилась чрезвычайно милая. Как-то раз, в 1902 году, уже, будучи президентом США, Теодор Рузвельт отправился на охоту. Ответственные за развлечение лица пообещали принципалу живого крупного медведя. Но. Так получилось, что все серьезные косолапые куда-то разбежались. Егеря смогли отловить на заклание то ли медвежонка-несмышленыша, то ли больного зверя. Которого с гордостью и подставили под ружье президента США. Рузвельт посмотрел на это безобразие, и поинтересовался у подчиненных мол, это охота, или убийство? После чего, по одной из версий, приказал злобного хищника расконвоировать, и дать вольную. Вездесущие журналисты подняли восторженную волну в прессе, и вся Нация рукоплескала своему адекватному президенту. Думается, вполне заслуженно. Всё бы так и утихло, но нашелся один владелец детского магазина игрушек Моррис Мичтом (Михаил Мишим), жена которого, впечатленная газетной статьей, сшила плюшевого медвежонка, которого и усадили в витрине, назвав в честь президента-спасителя «Тедди». Чисто в рекламных целях, продавать игрушку никто не собирался. Медвежонок просидел у стекла пару дней, пока не попался на глаза одной даме, которая с восторгом выкупила его за ту сумму, которая взбрела в голову продавцу. Тогда супруга сваяла второго Медвежонка Тедди, третьего, и пошло-поехало. Испросив разрешение у самого президента, Мичтом-Мишим организовал фирму «Ideal Toy Company», поставив выпуск медведиков на поток. Оказалось, что у девочек на тот момент имелись разнообразные игрушечные куклы, а у мальчиков… только оружие, барабаны, деревянные лошади и прочее милитаристское снаряжение.
Считалось, что «телячьи нежности» не для сильного пола, «стране нужны солдаты». Будущим воителям и охотникам прижимать к себе, отходя ко сну, боевого деревянного коня-качалку или митральезу Гатлинга масштаба 1/5 было круто, но… не очень удобно. А куклу, естественно, «западло». Другое дело — вроде как свирепый, но мягкий на ощупь Повелитель Лесов, от общения с которым мальчишеская Честь пострадать не могла. Так что очень быстро плюшевые медвежата начали своё победоносное шествие по Миру! Поэтому в большинстве стран Планеты аббревиатура «Тедди» означает именно мягкого набивного медвежонка, с которым играют теперь все — и мальчики, и не желающие оставаться в стороне хитрющие девочки. Они всегда так делают.
Но отвлечёмся от добрых историй, и вернемся к суровым военным будням. В Кубинской кампании, когда вследствие жутких потерь от болезней, янки уже готовились сложить оружие, командование испанцев их дерзко опередило, предложив капитуляцию первыми, так как полностью исчерпало средства и военные материалы. 17 июля 1898 года генерал-майор А. Хосе Торал-и-Васкес сдал город Сантьяго. На радостях американцы организовали на острове базу Гуантанамо, на которой до сих пор деятельно и жестоко, пытают и мучают с фантазией маньяка сотни живых людей со всей Планеты. Что ж, привычка — вторая натура. Сперва за базу платили 2.000 песо в год, но 1934 году сошлись на 3.400 долларах за 117км. кв. земли и 37км. кв. акватории. Правда, с 1959 года социалистические кубинцы эти чеки гордо не обналичивают.
По удачному стечению обстоятельств, американские законы запрещают мучительство на территории самих Штатов. Это настоящая правда, что они разрешают пытки и, фактически, военные преступления вне своей территории. Американские военнослужащие просто остаются неподсудными в оккупированных странах. Джулиана Ассанджа, Эдварда Сноудена, Челси Мэннинг и других правдолюбов Америка преследует именно за то, что они посмели рассказать о военных преступлениях Джи Ай.
А вот на Пуэрто-Рико спасительных повстанцев под рукой не случилось, и армия США оказалась лицом к лицу с «многотысячными» четырьмя сотнями боеспособных солдат. Около месяца испанцы с огромным воодушевлением гоняли по джунглям и убивали интервентов (сами будучи, в сущности, такими же). И только оторванность от баз снабжения заставила их, наконец, прекратить сопротивление, когда измотанных идальго мог уже победить любой одушевленный предмет. Героическая американская армия честно заслужила эту великую победу, потеряв только убитыми более 3.000 человек. В процессе боевых действий стало понятно, что винтовка «Краг-Йоргенсен» для современной войны не годится абсолютно, и янки совершенно оправдано купили у Германии патент на её замечательный «Маузер».
Также у Испании отобрали и остров Гуам. Его население, как и население Пуэрто-Рико и по сей день не имеет права избирать представителей в Конгресс и президента США. Чисто древнегреческие «охломоны» (охлос), да и только.
В 1898 году штатники захватили порт Сан-Хуа-дель-Сур в Никарагуа.
17 июня 1898 года Сенат США принял логичное (для него) решение об аннексии Гавайских островов. И в августе 1898 года Гавайи аннексировали. «По закону».
В 1899 вернулись в Никарагуа, захватив порт Блюфилдз.
В 1901 году влезли в Колумбию, которой тогда принадлежала территория, именуемая ныне Панамой. Теодор Рузвельт повел себя как истинный джентльмен, и отобрал полезную землицу у ужасных «головорезов из Боготы». И стала «свободная» страна Панама.
В 1902 году войска посетили эту самую страну, и в 1903 году несчастные аборигены были вынуждены подписать с США договор. По которому территория их любимого канала передавалась в пользование Соединенных Штатов «навечно». Что, в принципе, логично — зачем каким-то пёстрым панамцам такая роскошь?
Автор Кирилл Перемет
Редакция СИ «World Russia», главный редактор Захаров Дмитрий и Светлана Пересичанская