22 июня в «День памяти и скорби», в день, когда 82 года назад началась Великая Отечественная Война, мы вспоминаем 27 миллионов погибших в этой страшной бойне. До того момента мир не знал более чудовищных и бесчеловечных преступлений, которые приготовила Фашистская Германия против народов СССР. Мир захлебнулся в крови. Во всей второй мировой Войне с 1939 по 1945 год приняли участие более 100 миллионов человек, более 100 государств мира. СССР победил в Великой Отечественной Войне и закончил Вторую мировую войну. Мы, граждане Российской Федерации, являемся правопреемниками этой Победы. Наши ветераны завещали нам хранить память об этой страшной войне и передавать из поколения в поколение. Чтобы помнили, знали и могли уберечь Россию от новых сокрушительных войн.
В наше время в дни СВО стало очевидно, что память и историческое наследие нуждается в поддержке. В большей степени, чем просто урок истории. В российском обществе появился пробел знаний о тех годах. Много лжи и клеветы идет против памяти нашей Победы в Великой отечественной Войне. И как это остановить?
Лично себе я много раз задавал такой вопрос. И казалось, что нашел универсальный способ — прямой диалог с молодежью, встречи и показ фильмов о войне. Но нет, сейчас этого мало. Нужен новый формат познания истории и её оживление через искусство. Так, скажем, вариант шоковой терапии через фильм Тарковского «Иди и смотри», который заставляет понять и запомнить, какие преступления фашисты совершали на территории СССР, уже не имеет той силы как раньше. Нужны новые инструменты восприятия истории. И эти инструменты я нашел совершенно случайно.
Именно 22 июня мне удалось побывать на Выставке народного художника Василия Нестеренко «Мы — русские, с нами Бог!», которая проходила в ЦВЗ Манеж с 12 мая по 25 июня. Почти под самое закрытие выставки, за ее три дня, мне удалось посмотреть на картины всем известного художника.
Одна только его картина «Письмо недругам России» дает широкий пласт для исторических дискуссий и параллелей. Так картина «Письмо недругам России» отсылает к известной картине «Запорожцы» 1891 года художника Ильи Репина. А это, в свою очередь, уже прямая связь поколений и эпох. Время меняется, меняется Россия, но ее исторический стержень, духовные устои и традиции незыблемы.
Выставка вобрала в себя все периоды творчества художника. Было представлено более 200 картин, а также инсталляция рабочей зоны Василия Нестеренко с незаконченным портретом женщины. Созданная атмосфера в этом месте как будто говорила, что мастер отошел ненадолго. Но вы можете подсмотреть за его творческим вдохновением в процессе новой работы.
Также на выставке были представлены работы, которые художник выполнял для храмов Русской Православной Церкви. Можно было найти картины пейзажей отдаленных уголков Чукотки, Алтая и других мест России. Портреты известных людей России, с которым имел честь общаться в разные годы художник.
Работы Василия Нестеренко — это историко — смысловое погружение в историю нашей страны. Ее прочтение глазами автора картин, понимание исторической хронологии событий без фальши и лишнего лоска. Он пишет настоящую реальность ушедших дней и эпох. Его картина «Мы — русские, с нами Бог!» — это пересказ в деталях обороны крепости Осовец в Первую Мировую Войну и знаменитая «атака мертвецов». Картина показывает не только величие и дух Русской Армии, она показывает целостное восприятие внутренней идеологии прошлой и нынешней России. А картина «Гибель нашествия» дает понять участь всех завоевателей и поработителей России. Смотря на неё, сразу вспоминается знаменитое изречения Князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Даже о многом говорит картина «Троица», которая показывает духовный мир художника.
Своим творчеством Василий Нестеренко создал целый «монумент» для истории России через живопись. Ему удалось раскрыть нашу более чем тысячелетнюю историю через яркие моменты прошлого времени. Словно его герои застыли в кадре фильма или фотографии за секунду до свершения подвига или в момент, когда он произошел.
Тут и открывается необходимый сейчас современному поколению материал «иди и смотри», где история во время выставки оживает на глазах. Это тот самый новый способ прочтения нашей истории. Не за учебником в душном кабинете с лекцией педагога, а настоящее путешествие в прошлое. И иногда так и хочется, чтобы герои картин Нестеренко с его полотен ожили и заговорили с потомками об истории.
В этом и есть предназначение искусства. Говорить, показывать, заставлять задуматься каждое поколение. Задуматься о своем будущем через прочтение прошлого…
Главный редактор Захаров Дмитрий