Сегодня у одной из основных религий в нашем мультикультурном государстве День рождения! По крайней мере с июня 2008 года по постановлению Архиерейского Собора Русской православной церкви мы отмечаем Крещение Руси в день памяти великого равноапостольного князя Владимира. Того самого, который крестил наших далёких предков в 988 году от Рождества Христова.
С лёгкой руки ещё зарождающейся Русской православной церкви почти каждый свято верит в то, что именно Крещению мы обязаны духовной интеграцией Руси Х века. Хотя любой историк, интересовавшийся данной темой, скажет, что это не совсем точно.
А учитывая, что исторически сегодня (28 июля) день Владимира Красно Солнышко, и только последние 15 лет день Крещения, давайте уделим немного внимания этому очень интересному и незаурядному политическому деятелю, которому и Русь, и Христианство премного обязаны.
Начал свою политическую карьеру Владимир Святославович в 970 году в Новгороде. И поначалу всё шло более-менее тихо и гладко года до 977. Через два года после назначения Владимира в Новгород, его отец Святослав умирает, передав Киевский престол своему старшему сыну Ярополку. После пятилетней адаптации и вхождения в дела, Ярополк вступает в войну с братом Олегом, разбивает его полки под Овручем, и Олег погибает при попытке укрыться в городе практически от несчастного случая. На всякий случай Владимир ретируется из Новгорода в Скандинавию, где находит достаточное количество наёмников, чтобы восстановить историческую справедливость. Возвращает себе Новгород, завоёвывает Полоцк и Рогнеду, а потом движется на Киев и убивает брата Ярополка. Таким образом, в 978 году Владимир становится полноправным и легитимным князем Киевским, объединив под собой все только что враждовавшие территории.
И тут Владимир сталкивается с более чем очевидной проблемой. Вообще, вся эта история наглядно иллюстрирует традиционный русский менеджмент прекрасно сохранившийся и сегодня во всех сферах, включая государственное и муниципальное управление, исповедующий основной принцип: «решать проблемы по мере их возникновения». Хотя, чуть позже мы покажем, что тот Владимир таки нашёл в себе силы и возможности к аналитике и прогнозу, что и привело к Крещению Руси. Но будем последовательны.
Итак, проблема, возникшая перед Владимиром после объединения содружественных государств в единое целое однопорядковая с той, которая нас ждёт по итогам СВО: когда вы только что враждовали, трудно сразу перейти к целованию в дёсны и выстроить единую и монолитную сплочённость в новых географических границах. Плюс ко всему, проблема недавней враждебности усложнялась и некоторыми различиями в вероисповедании. Нет, в целом, все славяне как один были язычниками. Однако у славян, кривичей, вятичей, дреговичей и древлян, северян и радичией, уличей и тиверцев и прочих полян были некоторые различия в отправлении культа. Причём иногда даже иерархия центральных богов различалась. Так, вятичи активно голосовали за Велеса, а поляне за Перуна. Очень уж большое получилось государство, объединившее в себе практически все народы и племена Восточной Европы. А что означают «некоторые различия» в вопросах веры? Исходя из законов социальной психологии и беря в расчет временной промежуток –на тот момент это могло послужить поводом на тотальное уничтожение инакомыслящих. Очень выразительный пример чуть позже продемонстрировали католики с гугенотами по вопросу о том, на каком языке (латыни или родном французском) возносить одни и те же молитвы одному и тому же Богу.
А у Владимира огромные планы – он строит централизованное государство, ориентированное на планомерное и долгосрочное развитие, с внятной внешнеэкономической политикой и стабильной внутренней экономикой. А тут, понимаешь, лоскутное одеяло сшили, а стежки натирают – не ровен час заново гражданская начнётся на религиозной почве. И Владимир прекрасно понимает, что религия – это основной инструмент идеологии. И что он делает? Правильно – принимает решение привести всех к общему знаменателю. Только не к христианству, как подумали те наши читатели, которые впитывали историю с подачи Церкви в лубочном варианте. Перво-наперво Владимир опирается на веру предков и выстраивает реформу язычничества. Вот то, что вы прочтёте дальше – тоже работает до сих пор в самых разных масштабах менеджмента.
Итак, Владимир собирает верховных жрецов со всех земель на рабочую группу (слова Синод тогда ещё на Руси не применялось) и ставит перед представителями духовной власти политическую задачу: разработать некую универсальную модель язычества, которая хорошо бы легла в каждой земле на имеющуюся основу и была бы общей для всей Руси. С месяц, существенно проредив друг другу бороды в дискуссиях, старцы совещались, а после выдали запрашиваемый продукт. Теперь дело за внедрением в массы. Владимир призывает к себе Добрыню и ставит перед ним задачу внедрения и интеграции. Добрыня собирает дружину, проходит по всем славянским землям и реализует политику партии: «Мы тут вам, ребята, новый ГОСТ по идолам привезли. Теперь вырезать их следует так, общаться с ними надобно эдак. Вопросы есть?!». Ну, если вопросы где и возникали, простые местные русичи могли быстро и наглядно осознать разницу в политической подготовке между землепашцем и хорошо обученным и вооружённым дружинником. В итоге вертикаль власти сработала чётко – Русь была интегрирована на идеологической базе.
Но тут – новая напасть. Во-первых, все вокруг преимущественно в монотеизме – подавляющее большинство соседей христиане, и есть неплохие контакты с мусульманскими странами. А те на нас смотрят как на то вот самое. Язычники. Варвары. Что с них взять и какие отношения с ними строить? А во-вторых, при применении небольшого анализа и прогноза нетрудно догадаться, что от такого отношения до завоевания и раздербанивания Руси на части по соседям не шаг, а четверть шага. И вот тут как раз, впервые в нашей политической истории срабатывает научный подход. Проводится серьёзная аналитика политического и общественного устройства стран с христианской и мусульманской верой от Рима до Хорезма, для чего повсюду были разосланы посольства. Затем анализируется текущая геополитика: территориально мусульмане дальше, христиане ближе. Халифат на спаде, Византия на подъёме, а в Западной Европе пока ещё дикие варварские королевства под Папой Римским. Так что выбор падает на самого мощного и опасного соседа – Византию, куда Владимир отправляется жениться, а, следовательно, и креститься. Итак, в 988 году князь Владимир принимает христианскую веру в Херсонесе (Крым).
А дальше снова приходится решать проблему рассогласования. Владимир призывает к себе Добрыню, объясняет сложившуюся политику, тот собирает дружину и пошло-поехало. Однако тут вот терпеливые обычно славяне начинают возмущаться в контексте «Вы там наверху совсем что ли, что у вас семь религий на неделе?!». И отработанные ранее технологии уже не срабатывают, приходится применять новые. Ну, в дружине, как и в органах исполнительной власти были люди сообразительные, и быстро поняли, что для реализации невозможных задач (которые иногда возникают в этой системе), будет лучше, если работать более жёсткими методами. С чем, собственно говоря, первыми познакомились исторически родственные Владимиру новгородцы. А дальше технологию развили. Были случаи, когда ночью подпаливали населённый пункт с разных сторон, народу приходилось спасаться в реке. Пользуясь таким обстоятельством, людям предлагали перейти в новую религию — так, в реке и происходили первые крещения славян.
Вот так на Руси и появилась христианская религия, ныне привычная нам, теперь уже исконно русская. Что мы сегодня и отмечаем радостно.
Что нам это дало в глобальной исторической перспективе?
Ну, во-первых, мы выжили. Причём не только тысячу с лишним лет назад. Все наши войны христианство шло с армией и народом рука об руку, и даже взрывавшие церкви большевики во время Великой Отечественной Войны с Церковью хорошо взаимодействовали.
Во-вторых, мы потеряли практически всю нашу историю ДО принятия христианства. И в общемировой истории, и в нашей возникает ощущение, что до Х века наши предки в основном по веткам прыгали. Очень уж Соборы этому поспособствовали. Вместе с историей и культурой мы утратили древнюю русскую медицину (очень похожую на тибетскую), получив взамен христианскую терапию «молитва и пост», что на современном медицинском языке называется «холод, голод и покой».
В-третьих, у нас появилась письменность от Кирилла и Мефодия, что, в свою очередь, дало мощный толчок к развитию культуры и науки.
В-четвёртых, православная иконопись – отдельно и высоко ценимая часть мировой культуры.
В-пятых, русское зодчество и архитектура.
Да и, на самом деле, дальнейшая интеграция нашего многонационального и мультикультурного народа, выстроенная на базе православия исторически оказалась действительно наиболее эффективной. В том числе и по сравнению с соседними католиками.
Так что с праздником! С Крещением!
Автор: Дмитрий Клепинин