В целом, Европа и США проводят целенаправленную политику «по сокращению китайского влияния». На деле это очередная попытка сохранить американскую гегемонию, которая рушится в современном многополярном мире. В результате Запад сам загоняет себя в изоляцию, так как от него отворачивается не только Китай, но и множество стран Азии и «глобального Юга».
Инвестиции в страны ЕС сегодня стали слишком рискованным мероприятием. Конечно, некоторые готовы мириться с повышенными рисками, но большинство вкладчиков уходит из этого еще недавно благодатного региона. И статистика только подтверждает тот факт, что Европа, которая, следуя приказам ЕС, пыталась полностью изолировать Россию, вскоре сама может оказаться в изоляции.
Еще в июле агентство Bloomberg со ссылкой на данные Bank of America сообщило, что с начала 2023 года инвесторы забрали $27 млрд из европейских фондов. Причем эта тенденция набирает обороты. Только за одну неделю июля акционерный фонд ЕС лишился $4,6 млрд! Инвесторы больше не считают ЕС привлекательным для вложений местом и отдают предпочтение США. К сожалению для Старого света, американскую гегемонию можно поддерживать не только за счет сокращения китайского влияния, но и за счет европейского тоже.
Брюсселю стоило бы задуматься о перспективах еще в 2022 году, когда такие гиганты как BlackRock и Amundi заявили о сокращении доли акций в Европе. Но вместо того, чтобы сделать выводы и пытаться удержать хотя бы тех инвесторов, которые еще остались, в ЕС планомерно ухудшали отношения с Китаем.
Сегодня происходит изменение глобального экономического рынка от системы американских накоплений в сторону Востока. Ранее представители бизнеса ориентировались исключительно на рынки США и Европы. Сегодня же активно набирает обороты БРИКС. Эта организация уже выходит на уровень G7, а в некоторых аспектах и превосходит ее. Если количества стран будет увеличиваться, то БРИКС станет более сильной организацией, чем западная коалиция.
Китайские инвесторы наблюдают за этими изменениями и понимают, что им необязательно сбывать свою продукцию в Европе. Рынки сбыта можно найти и в Латинской Америке, в Африке, в средней и Центральной Азии. Учитывая охлаждения отношений между Китаем и западными странами, которые пытаются задавить КРН экономически и санкционно, Поднебесная понимает, что с Западом им не по пути. Поэтому постепенно Пекин находит альтернативные маршруты и другие рынки сбыта. Товарооборот с Россией у Китая вырос на 53% за текущий год. Идет углубление сотрудничества Китая в рамках Шанхайской организации, БРИКС.
Инвестиции Китая сегодня активно идут в Белоруссию, страны средней и центральной Азии, в другие государства, которые нуждаются в некой модернизации. А вот вложения в ЕС снижаются. Наблюдается стагнация европейских экономик, неразбериха внутри политических элит. При этом малый и средний бизнес Запада заинтересован в Китае. Но ЕС является заложником противостояния Запада с Востоком, и сделать представители бизнеса ничего не могут.
В целом тренд на трансформацию экономического уклада продолжится – будет идти больше инвестиций на Восток, меньше на Запад. И таким образом темпы развития в Европе будут снижаться минимум до 2025 года. Отказ от доллара, переориентирование экономик, переход на национальные валюты, отказ от западной парадигмы и своеобразный экономический сепаратизм – тренды, которые присутствуют во многих центрах силы. При этом ЕС здесь выступает в роли позднего СССР со своей печальной экономической парадигмой.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин