Азиза Садыкова: Я верю в божественную силу, которая борется сейчас с силами тьмы

Фотография предоставлена изданию из личного архива Азизы Садыковой

Второго ноября в Москве произойдет грандиозное событие в мире музыки. На сцене концертного зала им П.И. Чайковского в день открытия фестиваля Vivacello выступит Азиза Садыкова. Известный композитор и органистка из Ташкента, внучка и наследница музыкального таланта прославленного основателя первой узбекской оперы Талибжона Садыкова. Наша редакция связалась с Азизой в Берлине и специально для наших читателей взяла у нее интервью перед таким знаменательным событием в мире музыки.

World Russia: Азиза, Вы дочка талантливого музыканта и деятеля Узбекистана Талибжона Садыкова. Каково это — быть потомственным музыкантом?

Азиза: Да, мой дедушка был основателем первой узбекской оперы, которую он создал вместе с композитором Рейнгольдом Глиэром, а также был оперным дирижером и создателем Союза Композиторов Узбекистана. У нас в доме царила музыкальная атмосфера, в кабинете я была окружена фотографиями дедушки с Шостаковичем и другими известными артистами. Рояль был подарком от Глиэра, на нем я училась. Так, получается, что стремление сочинять музыку мне передалось от дедушки. Папа был дирижёром — хоровиком, а тётя — оперной певицей. Для обучения мастерству композиции требовалась строгая дисциплина и энтузиазм.

World Russia: Вы с пяти лет изучали музыку, можно сказать, она у вас в крови. Можете вспомнить, как учились в Ташкентской государственной консерватории?

Азиза: Я начала писать музыку еще в специальной музыкальной школе им Успенского. В Консерватории я продолжила уроки у Д. Янов-Яновского. Мы занимались у него дома, в его кабинете, окружённые интересными картинами С. Алибекова. И редкими записями композиторов из Европы. Но самое большое впечатление на меня произвели работы С. Губайдулиной!

World Russia: Вы 2 ноября будете давать концерт в Москве. С какой программой приедете на виолончельный фестиваль Vivacello?

Азиза: В ноябре я представлю сочинение для виолончели и большого оркестра «Ангел Света» по заказу виртуоза Бориса Андрианова, с которым мне уже посчастливилось поработать раньше.

Фотография предоставлена изданию из личного архива Азизы Садыковой

World Russia: А можете рассказать подробнее о мировой премьере пьесы «Ангел Света», о чём она?

Азиза: «Ангел Света» — работа, созданная под впечатлением драматичных событий сегодняшнего времени. Меня, как и любого художника, волнует то, что происходит вокруг. Я верю в сильную властную силу божественную, которая борется сейчас с силами тьмы. Они (силы тьмы) пытаются сместить понятия морали, этики и добра. Моя надежда на то, что силы волшебные помогут и победят. В моей работе слышны отзвуки сирен, мелодической линии солиста, проходящей вдоль этого потока, эхо музыкальных шкатулок и неваляшек, как отзвуков детства, и текст Булата Окуджавы.

World Russia: У Вас это уже не первый визит в Россию, в этом году Вы приняли участие в программе «Энигма», на канале Россия-Культура. Есть ли у Вас тут тоже свои проекты?

Азиза: Проект «Энигма» был очень интересным с продюсером Ириной Никитиной. Она сделала яркий портрет моей деятельности. Сейчас намечается еще один творческий проект, но он в процессе дискуссии.

World Russia: Вы много раз выступали в Германии, Англии, выступали на таких фестивалях как Wien Modern, Aspekte Salzburg, Festival «reMusik» в Санкт-Петербурге. Насколько сложно сейчас удивить музыкой искушённую публику?

Азиза: Мне кажется, в музыке должна быть какая-то эмоция, история, месседж своему слушателю. Если нет этой передачи эмоций, драмы, то музыка пустая, ни о чём. Например, музыка Губайдулиной, Шнитке, Д.Крамба или С. Шаррино имеет необычную эмоциональную палитру, мгновенно погружающую своего слушателя в особый звуковой мир.

World Russia: Вы сотрудничаете с разными ансамблями и коллективами из разных стран. Среди них: Пекинская госопера, оркестр французского радио, Государственный филармонический оркестр Гамбурга. Как удаётся вам найти «свой язык» с музыкантами? Ведь страны Европы сейчас так сильно разделены между собой.

Азиза: В музыкальном пространстве никаких разделений пока еще не ощущается. Музыканты везде одинаково профессионально подходят к воссозданию сочинения на сцене. Сейчас, например, я только прилетела после большой премьеры моего концерта для органа, аккордеона и большого оркестра из Лейпцига, где с успехом прошло два исполнения в известном концертном зале Gewandhaus.

World Russia: Можете рассказать нашим читателям о сотрудничестве с писателем Австрии Арно Гайне и звёздным солистом Борисом Адриановым, Кент Нагано?

Азиза: С писателем Арно Гайгер я знакома давно. И я использовала отрывки текстов из его бестселлера «Всё о Сэлли» в своей камерной экспериментальной опере и 2-х работах для акустических инструментов и объектов. Кстати, режиссер Диана Галимзянова из Москвы создала видео на одну из моих работ по Гайгер. С виолончелистом — виртуозом Борисом Андриановым мне уже посчастливилось поработать при открытии Ташкентского Кинофестиваля 2022, которым открылось моё сочинение для 3-х виолончелей. А мировой дирижёр Кент Нагано исполняет мои оркестровые сочинения уже с 2016-го года. Скоро у нас два новых проекта в Эльбской и Берлинской Филармониях.

World Russia: Вы также успели попасть и в фильм Би-би-си «100 женщин», что это был за опыт для Вас?

Азиза: На Би-би-си это была серия интервью с яркими личностями. Мне посчастливилось там оказаться. Сделали интересный репортаж.

World Russia: А как Вы считаете, музыка умеет исцелять? Может ли она «лечить» души людей, ведь нам нужно уметь «латать» раны, полученные жизнью….

Азиза: Музыка всегда исцеляет! Например, волшебные радостные мелодии Генделя или джазовые композиции с Бобби МакФеррином и, наконец, невероятно талантливый Бруно Марс. Всё это задорно и весело.

Главный Редактор Захаров Дмитрий

 

Exit mobile version