Пришлось срочно обучать, одевать и вооружать союзников. Французские «пуалю» («волосатые», французкий. сленг, прозвище ветеранов-окопников) очень старались привести своих подопечных в божеский вид. В бой американцы отправились в английской униформе и «донкихотовских» касках-мисках «Марк 1» (при наступательных действиях мало полезных, потому что предназначались они изначально для защиты от шрапнелей в окопах). На вооружении Джи Ай имели винтовку «Спрингфилд 1903» — не самую удачную копию немецкого же «Маузера», за которую американцы всю войну исправно платили своим врагам «патентные». Французы, совершившие во время Первой Мировой (после потери обширных территорий) просто невероятный трудовой подвиг, превзойти который впоследствии смог только СССР, поделились пулеметами и артиллерией. Хитрые интенданты практически насильно всучили бравым союзникам 16.000 (плюс еще 19.000 в 1918 году) ручных «ружей-пулеметов» системы полковника Шоша (ударение на последнюю букву — прием автора) «Мle 1915».
Оружие это уверенно претендует на звание худшего ручного пулемета всего мира. Позволю себе остановиться на описании сего чуда военного времени. С началом «европейской бойни» галлы осознали, что им очень нужен скорострельный инструмент, который может тащить на себе всего один боец, а не целый «квартет» или того больше людей. И полковник Луи Шоша (или его единомышленники) в 1915 году «на коленке» соорудил «ружье-пулемет», использовав запчасти от штатной винтовки Лебеля (включая ствол), смешав их в произвольном порядке с грудой доступного металлолома (всего 169 деталей). Получился фантастически неудобный чудо-агрегат, весом 9кг. и длинной аж 144,7см. С не имеющим аналогов прикладом, который приходилось на весу не упирать в плечо, а намертво зажимать подмышкой. В боевой обстановке выяснилось, что скорострельность у оружия тупо никакая — всего 240-250 выстрелов в минуту, это даже если не учитывать магазин всего на 16—20 патронов. Ствол моментально перегревался, и так как его создали по принципу длинного хода (перемещался внутри простой железной трубы на 14-15см.), постоянно клинился. Для разборки и чистки «ружья» требовались отвертка и гаечный ключ!
Только представьте! Хлипкие, но с высоким силуэтом сошки перманентно болтались. Проектируя рукоятки управления огнем, полковник Шоша исходил из железного постулата, что Эргономика — его смертельный враг с детства, и не единого шанса ей не дал. Творец расположил рукояти практически впритык к друг другу, а далее по стволу поддержать хреновину левой рукой не представлялось возможным, так как за рукояткой ведения огня следовал длинный магазин, за ним же — сам пышущий жаром ствол. Дабы чуть «погорячее», без подобия деревянного цевья. Вследствие чего здоровый человек был практически неспособен держать железяку в руках, не говоря уже о стрельбе. Бойцов несуразного телосложения в войсках имелось немного, так что, спасал лишь хват левой рукой за хлипкую сошку. Автоматика боялась малейшего загрязнения, а открытый секторный магазин моментально забивался стеклоземом. Кроме всего прочего, последний патрон в магазине постоянно переворачивался, намертво заклинивая оружие.
Заказ на штамповку «пулемета — уродца» разместили на заводе по производству велосипедов «ЧСХ Гладиатор», видимо, забыв донести до коллектива предприятия простую мысль о том, что теперь от шаловливых рук рабочих зависит жизнь их товарищей в окопах. Поэтому «велосипедисты» начали гнать брак в промышленных масштабах, особое внимание уделяя установке прицельных приспособлений, которые лепили «наобум Лазаря». Только представьте какими чудовищными характеристиками обладал столь замечательный «пулемет-фракенштейн», поэтому он частенько использовался французскими солдатами в качестве увесистой дубины. Так что его изобретатель в боевых порядках не рисковал появляться. Не встречалось у него столь суицидальных наклонностей… Но «самопал» был фантастически дёшевый в производстве, французский генералитет в доле (как говорилось в «благословенно пылающие 90-е», извините, «война мутится — деньги крутятся»), так что американцам — в самый раз.
Наштамповали этих чудных «Мle 1915» 250.000 штук (а «льюисов» всего 50.000).
Автор Кирилл Перемет, продолжение следует.
Редакция СИ «World Russia», главный редактор Захаров Дмитрий и Светлана Пересичанская