Сегодня в России отмечают День Юриста. Наша редакция в честь такого дня решила не просто поздравить всех юристов с профессиональным праздником, а рассказать о многогранности самой профессии. О практике и учении, через интервью. Первое интервью мы взяли у экс-федерального судьи Перовского районного суда г. Москвы, депутата Московской городской Думы Сергея Владимировича Савостьянова. В честь праздника также побеседовали с адвокатом, кандидатом юридических наук, доцентом Еленой Павловной Луценко и Исполнительным директором Международного неправительственного общественного фонда «Дом детей-сирот», шеф-редактором журнала «Защити меня», административным директором Всероссийского движения — конкурса «Моя родословная», кандидатом юридических наук, доцентом, профессором академии военных наук Юлией Александровной Ивановой.
Сергей Владимирович Савостьянов
World Russia: Сергей Владимирович, Вы больше 5 лет были судьёй, как Вы относитесь к этому институту нашего государства сегодня?
Сергей Владимирович: К сожалению, система юстиции в широком смысле в России в настоящее время сильно отстает от того, что необходимо, согласно времени и текущим вызовам по качеству, срокам рассмотрения дел и исполнению судебных решений. Развитие товарно-денежных отношений, переориентация экономики на новые логистические цепочки, поставщиков, создание большого количества новых многоквартирных домов, управляющих компаний, оформление прав собственности на машины, квартиры, индивидуальное жилищное строительство, земельные участки, построенные объекты недвижимости как жилого так и производственного назначения — это реализация и защита того, что установлено в законах, и должно становиться быстрым и эффективным как поступление в ВУЗ, оформление сделки, приобретение билетов на самолет или поезд. Помните времена, когда мы стояли в кассы дальнего следования в длинных очередях на вокзалах, чтобы купить билет, путаясь при этом в удостоверениях и справках из школы, которые давали право на льготный проезд? Теперь это делается онлайн в один клик.
По моим представлениям, сегодня система отечественного правосудия находится по-прежнему в XX веке, если не в XIX. Да, на помощь истцам и ответчикам, адвокатам в уголовном, гражданском и административном процессах пришли технологии дистанционной подачи документов, но какой в этом толк, если суды общей юрисдикции ведут основное делопроизводство и запросы-ответы на бумажном носителе? Отправление в электронном виде заявлений/ходатайств не означает, что вы на них получите качественный и своевременный ответ. Получается парадоксальная ситуация, когда в администрации города Вас видят насквозь при постановке, например, на жилищный учет как нуждающегося — по системе межведомственного взаимодействия Росреестра, Налоговой инспекции, ГИБДД. А для суда доступа к базам данных или отсканированным делам этих органов и нотариусов нет, и приходится годами вести переписку, используя компьютер как печатную машинку. Такая же ситуация давно и в Федеральной службе судебных приставов, однако к ней больше претензий в плане неисполнения решений в пользу простых людей, и наоборот тотальным длительным блокированием счетов, карт и регистрационных действий при исполнении штрафов в доход государства. Данный перекос представляется явно несправедливым.
Если говорить про личное отношение к судебной системе, то, конечно, я за то, чтобы вместо пустой критики создавать условия для развития судебной системы и юстиции в широком смысле, вводить алгоритмы ИИ для распределения дел и совершения действий, в которых участие человека не требуется или минимально, и наоборот освободить судей и аппараты судов для серьезной работы анализа обстоятельств, доказательств и применения все усложняющегося материального права и процессуального законодательства. Необходимо избавить суды от квази-споров, автоматических дел типа разводов супругов с детьми по взаимному согласию, взыскания налогов, жилищно-коммунальных платежей, задолженности по банковским кредитам. Это вполне можно передать в нотариат или ввести новые виды исполнительных документов от данных органов и организаций.
World Russia: Теория и практика судебных разбирательств разная и всегда меняется. Скажите пожалуйста, во время работы Суда кому чаще тяжелее адвокатам или судьям?
Сергей Владимирович: Вопрос про то, кому сложнее адвокатам или судьям — интересный. Чтобы быть хорошим судьей, следует быть человеком, способным по своим личным, профессиональным и деловым качествам быстро и четко принимать решения, быть готовым к большой ответственности за жизнь, свободы, собственность других людей, организаций и государства, не быть по натуре степенным волокитчиком по жизни (как Обломов или Пьер Безухов, который никак не может определиться, надо ли ему жениться, и которого к этому легко подвести чужой волей ввиду внушаемости). Чтобы быть хорошим адвокатом (помимо всех тех профессиональных знаний, как и у судей), необходимо быть гибким, уметь упрощать и максимально эффективно подавать обстоятельства дела своего клиента, не загромождая и не запутывая лишними, не относящимися к делу наворотами слов и документов. Современная адвокатура — это умение представить суду правильный анализ и подготовить клиента к закономерному результату. Конечно, хороший, модный, известный и дорогой адвокат часто воспринимается как «волшебник» и человек, «вхожий к следователю, прокурору или судье», но я бы не советовал Вашим читателям пользоваться их услугами, поскольку они просто обманутся в своих ожиданиях за очень большие деньги. С другой стороны, я бы предостерег людей и от экономии на адвокатских услугах, поскольку их цена складывается из многих издержек по содержанию офиса, помощников, секретарей, компьютеров и правовых информационных баз. В рыночной экономике все эти издержки как любой организации ложатся на плечи потребителей услуг, поэтому стоимость сильно зависит от позиционирования адвокатской конторы и ценовой политики.
World Russia: Часто ли бывают оправдательные приговоры в Суде?
Сергей Владимирович: В российских судах бывают оправдательные приговоры, но процент их настолько мал (менее 0,5%), что я бы сказал, по сравнению с общемировыми 10-15%, это катастрофически мало. Многие излишне провластные эксперты говорят, что это исторически обусловлено профессионализмом досудебного следствия и прокуратуры, которые часть дел прекращают самостоятельно до передачи в суд. Однако я считаю по-другому. Я убежден, что мизерное количество оправданий свидетельствует об излишней ценности для суда примата государства, за которое судьи принимают МВД, Следственный комитет, другие силовые органы со следственными полномочиями. Хотел бы им напомнить, что только суд выносит решения и приговоры именем Российской Федерации, остальные же органы обязаны состязаться, и уголовный процесс также должен быть объективным: нельзя защите во всем отказывать, закрывать глаза на видеозаписи, экспертизы, ходатайства о новых экспертизах, при условии, что есть сомнения, и имеются доказательства, оправдывающие обвиняемого. В правовом государстве оправдание невиновных в той же мере отвечает назначению судопроизводства, как и наказание виновных.
World Russia: А государственное право на бесплатную защиту и адвоката, кто её сейчас имеет? И вообще доступна ли она для населения нашей страны?
Сергей Владимирович: Право на назначение бесплатного адвоката за счет бюджетных средств имеют все граждане, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений. И выразившие желание получить помощь адвоката.
Практически в 100% случаев адвокат участвует в рассмотрении дела гражданина, который не может самостоятельно или через родственников нанять себе адвоката по договору. Вот в гражданских и административных делах, делах об административных правонарушениях, адвокаты государством не оплачиваются. Здесь граждане должны самостоятельно обращаться и оплачивать их услуги. Однако есть некоторое количество льготных категорий людей, которым и по этим делам може прот оказываться бесплатная юридическая помощь за счет бюджетов субъектов РФ (регионов).
World Russia: Что можете пожелать вашим юным коллегам, которые сейчас учатся на юристов, адвокатов и судей?
Сергей Владимирович: Я желаю студентам, и тем, кто только размышляет о поступлении на юридический, представить ситуацию, что они пошли гулять вечером с девушкой или другом по городу, где внезапно из-за словесного конфликта они стали жертвой драки. И один из Вас получил телесные повреждения, после которых остался инвалидом. Злоумышленников установили по видеокамерам, нашли, но потом отпустили, потому что один из нападавших — сын высокопоставленного чиновника, а супруга чиновника — успешная бизнесвумен с миллиардными оборотами. Всех отпустили, и дело спустили на тормозах. Мое пожелание: решите для себя, где вы хотите жить? В стране, где такие истории повсеместны, и справедливость — это диковинный зверь? Или же подобные случаи вы в будущем никогда не допустите в своей практике? И если вы будете уверены в себе, своем характере и способности не разменивать справедливость на деньги — смело идите учиться. Старайтесь, узнавайте не только написанные законы, но и философию права. И готовьтесь к работе, на которой вы каждый день будете (хоть в цивилистике, хоть в криминалистике) доказывать себе, людям и стране, что вы хотите жить порядочности, а не в продажности с последующим низким качеством жизни народа.
Елена Павловна Луценко
World Russia: Елена Павловна, какие дела сейчас Вам чаще всего приходится вести?
Елена Павловна: Я веду гражданские и семейные дела; расторжение брака, определение местожительства ребенка, раздел совместно нажитого имущества, земельные споры, установление недееспособности, определение юридических фактов, банкротство.
World Russia: Как изменилась жизнь адвоката за последние двадцать лет?
Елена Павловна: На мой взгляд, жизнь адвокатов стала сложнее, в том числе и из-за пандемии, которая привела к увеличению количества рассматриваемых дел в судах, процессы увеличились по времени существенно. Также постоянные изменения и дополнения законодательства приводят к различному толкованию норм права судами.
World Russia: Как вы смотрите на декриминализацию некоторой части экономических преступлений? Верный ли это шаг в экономической части послабления нашего Уголовно-процессуального кодекса?
Елена Павловна: Я считаю, что в уголовном кодексе достаточно изменений, которые коснулись экономических преступлений, и привели к появлению «мертворожденных» статей. Думаю, что нужно работать с теми статьями, которые есть, ничего не меняя, но все же ограничивать уголовные преступления от гражданско-правовых деликтов. Так как в подавляющем большинстве случаев различия между ними коренятся в обнаружении умысла, направленного на совершение преступления. Умысел же устанавливается правоохранительными органами иногда на основании собственного убеждения о его наличии.
World Russia: Как на Ваш взгляд будет развиваться профессия адвоката в ближайшее время? Не боитесь, например, что его заменит искусственный интеллект?
Елена Павловна: Искусственный интеллект — это однозначно прекрасно, это минимизирует процедуры, однако он практически невозможен в применении в некоторых спорах, например, лишении родительских прав. Объясню, почему. Например, отец ребенка не участвует в воспитании, потому что отбывает наказание в местах лишения свободы. Он не воспитывает ребенка не потому, что не хочет, а потому что физически не может. Какое решение здесь примет ИИ? Лишит родительских прав, а судебная практика складывается так, что суд не лишит, а ограничит.
World Russia: Что бы Вы хотели пожелать в этот день начинающим адвокатам и студентам юридических факультетов?
Елена Павловна: Желаю терпения для того, чтобы довести каждое дело до конца. Пусть каждая цель будет достигнута, побольше довольных клиентов.
Юлия Александровна Иванова
World Russia: Какой сейчас спрос у студентов на профессию Юрист?
Юлия Александровна: На сегодняшний день юристы играют существенную роль в обществе. Их профессиональные знания и навыки требуются в различных сферах деятельности, начиная от правительственных учреждений, бизнеса, заканчивая частными практиками.
Юрист — это профессия, которая остается стабильной даже в условиях экономических и политических кризисов. Постоянная потребность в юридической поддержке и консультации делает данную профессию надежным выбором для молодых специалистов.
Опытные, умелые правоведы востребованы всегда. Учитывая динамику развития законодательства, ситуация не изменится долгие годы. Остальное зависит от характера, качества подготовки, готовности трудиться, нарабатывая опыт.
World Russia: Юрист — это многогранная профессия, можно сказать, такая же творческая, как и журналист. Какие люди выбирают эту профессию?
Юлия Александровна: Мир меняется – меняются люди, культура и ожидания, и юридическая практика должна следовать этому примеру. В профессии, где в значительной степени полагаются на прецеденты, может быть трудно понять, где можно применить такой творческий подход, но, начав с малого, это может стать проще.
Профессия юриста автоматически ассоциируется со сложным юридическим языком, трудной учебой, умением говорить красиво и профессионально, а также обладанием секретными и ценными знаниями. Поэтому общество как минимум уважает юристов, а в некоторых случаях и боится их. Люди часто пытаются подружиться с юристами, потому что всегда полезно иметь друга или знакомую в юриспруденции.
Вне зависимости от специализации, чтобы стать востребованным юристом, нужны особые качества характера: стрессоустойчивость, беспристрастность, умение быстро находить и анализировать информацию и другие качества.
World Russia: Какой вид изучения юридических наук у современных студентов сейчас самый востребованный?
Юлия Александровна: Общество значительно изменилось с появлением Интернета и современных технологий. Почти все сферы жизни перекочевали с бумажных и печатных копий на виртуальные базы данных и веб-сайты. Регулирование IT на законодательном уровне — это уже не предположения футуристов, а многолетняя реальная практика. Незаконная деятельность в Интернете рассматривается, прежде всего, как уголовное преступление во многих странах. Данная сфера довольно молодая и продолжает развиваться, поэтому спрос на узкоспециализированных специалистов по киберправу неуклонно растет.
World Russia: У российского права в целом есть корни римского права. Как такая «преемственность» повлияла на нашу юридическую и общественную жизнь?
Юлия Иванова: Истоки профессии восходят к Древней Греции, когда ораторы выступали от имени своих друзей или граждан по их просьбе. Они выполняли роль юридических консультантов, но, согласно действовавшему на тот момент законодательству, они не имели права на какую-либо оплату своих услуг. Первыми юристами, получившими вознаграждение за свою работу, были древние римляне. Это произошло примерно в 204 году до н.э., когда император Клавдий легализовал эту профессию и снял запрет на гонорары.
Отечественное право, находясь в постоянном динамическом процессе, впитало в себя все основные тенденции развития государства и его правовой системы с тем, чтобы быть адекватной тому или иному историческому периоду. Каждый отрезок истории наложил свой отпечаток на правовую систему.
Юридической профессии присущ консерватизм, обусловленный ее приверженностью работать, главным образом, через существующие институты и тем фактом, что само право в основном предназначено для удовлетворения ожиданий, вытекающих из унаследованных моделей поведения.
Современный юрист — это квалифицированный, коммуникабельный профессионал. Специализации могут быть разными: судья, нотариус, прокурор, адвокат, судебный пристав, юридический консультант, сотрудник правоохранительных органов и т.д. Место службы и сфера деятельности определяют обязанности юриста, но его работа всегда сосредоточена вокруг закона. Представители данной профессии осуществляют юридические консультации, проводят исследования, собирают и обрабатывают информацию, защищают и преследуют людей в судебном порядке, разрабатывают юридические документы, законопроекты и т.д.
World Russia: Юлия Алесандровна, в честь Дня юриста можете поздравить нынешних и будущих юристов нашей страны с профессиональным праздником?
Да, Конечно! Дорогие коллеги!Поздравляю Вас с профессиональным праздником, объединяющим все юридическое сообщество — Днем юриста! Желаю Вам выдающихся достижений, побед, осуществления всех начинаний и планов!
Интервью вел главный редактор Захаров Дмитрий Андреевич