Во Франции немцам удалось быстро решить вопрос. Они были уверены, что с Советами тоже пройдет все гладко.
Военные операции – это всегда риск, когда вероятность успеха зависит от соотношения благоприятных и неблагоприятных факторов. Пренебрежение к потенциальным опасностям превращает риск в авантюру, последствия которой непредсказуемы. Высокая ставка в игре и козыри в руках – главные мотивы поведения авантюристов.
Война с Россией казалась нацистскому лидеру удачным способом решить политические проблемы и реализовать личные амбиции. Со времен написания «Майн кампф» Гитлер был одержим идеей создания Третьего рейха, расширения «жизненного пространства» Германии за счет земель на Востоке. Он считал себя носителем великого германского духа, преемником императора Фридриха I Барбароссы, чьи завоевания в XII в. положили начало Священной Римской империи германской нации.
С лета 1940 г. больной проблемой для Гитлера была Англия: на мирные переговоры она не соглашалась, капитулировать не собиралась. За спиной Британии маячили её потенциальные союзники – США и Советский Союз. Справиться с такой коалицией Германии было не по зубам, и фюрер решает нападением на СССР одним махом разрубить этот гордиев узел.
Суть плана «Барбаросса» — сказочно легкий и быстрый разгром СССР:
- используя фактор внезапности и тактику блицкрига в приграничных сражениях окружить и уничтожить основные силы Красной Армии;
- почти не встречая сопротивления (армия уничтожена!) захватить Ленинград, Москву, Киев;
- вынудить правительство СССР к капитуляции;
- к исходу летней кампании (за 4-5 месяцев) выйти на линию Архангельск – Волга, к восточной границе того «жизненного пространства», которое удовлетворяло аппетиты Гитлера.
Не соответствовала реальности оценка вермахтом боевых качеств противника. На Восточном фронте гитлеровцы напоролись на нечеловеческое упорство советских солдат. Уже на границе план «Барбаросса», рассчитанный по часам и минутам, стал тормозить. На штурм пограничных застав отводилось 30 минут:
- защитники Бреста сражались ровно месяц;
- оборона Лиепаи под Ригой длилась неделю;
- Владимиро-Волынский укрепрайон держался два дня;
- контратаки пограничников под командованием Г. Микушева (Киевский округ) принуждали немцев к отступлению.
Красная Армия обнаружила способность сражаться с соотношением сил 1:10, удерживать рубежи до последнего солдата, оттягивать силы, будучи в окружении, отвечать ответным ударом на удар. Это было то самое секретное оружие русских, о котором предупреждал Бисмарк.
В первые же месяцы войны обозначился почерк советской стратегии – сочетание смелого риска и трезвого расчета. Русские военачальники быстро нащупали слабое место танковых клещей: моторизированные части отрывались от пехоты, оголяя фланги. В этих местах русские, перегруппировав силы, наносили немцам чувствительные удары:
- 14 июля маневр Н.Ф. Ватутина под Сольцами замедлил продвижение Манштейна к Ленинграду, на месяц отложил взятие Новгорода;
- Контрудар под Ельней, спланированный Г.К. Жуковым, затормозил движение Гудериана к Москве, положил начало советской гвардии.
- Контратаки под Оратовым и Животовым генерала И.Н. Музыченко замедлили образование Уманского котла.
К концу 1941 г. на всех участках Восточного фронта немецких генералов встречали достойные оппоненты.
Подписывая директиву №21, Гитлер был уверен: «СССР – колосс на глиняных ногах». При первых ударах немецкого оружия народ перестанет поддерживать сталинский режим, страна развалится, правительство капитулирует.
В июле 1941 под Смоленском стало понятно: нового Брестского мира не будет, как и повторения сценариев Польши, Франции, Дании. Красноармейцы шли в атаку «За Родину, за Сталина», защищая тех, кто остался в тылу. Нацистский план «Ост» не оставлял народам СССР шансов на достойную жизнь.
В этих условиях Гитлер, по мнению западных историков, сделал роковую ошибку и погубил план «Барбаросса». Он отказался от немедленного захвата Москвы – стремительный бросок танков Гота и Гудериана от Смоленска позволял немцам «с ходу» захватить столицу. Вместо этого Гудериан поехал на юг окружать Киев, а Гот на север – запирать Ленинград в блокаду. Фюрер отнял у своих генералов шанс взять Москву и решить хотя бы одну задачу плана «Барбаросса». Блицкриг не удался, Гитлер втянул Германию в войну, не сулящую успеха.
В июле-августе 1941 г. был еще третий вариант развития событий под Смоленском — объявить операцию «Барбаросса» неудачной разведкой боем и покинуть территорию СССР. Но чем крупнее авантюра и выше ставки, тем труднее вовремя выйти из игры и признать поражение.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин