Победа Луны Хендрикс на чемпионате Европы может дать импульс развитию на континенте женского одиночного катания, еще недавно казавшегося вымирающим видом. РИА Новости рассуждает о неочевидных последствиях чемпионства бельгийской фигуристки.
Чемпионат Европы – какой-то особенно ностальгический турнир. Более камерный, чем чемпионаты мира и Олимпиады – многие зрители ездили смотреть его вживую во все эти Стокгольмы, Братиславы, Таллины и Мински. Почти праздничный, потому что еще не успели убрать новогодние украшения. Гарантированно успешный: если не брать в расчет смутное время, когда Ирина Слуцкая уже ушла, а наши юные звезды еще не успели вырасти, сборная России всегда уезжала с медалями.
Но даже когда россиянки не попадали на пьедестал, турнир дарил поистине прекрасное зрелище с Каролиной Костнер, Сарой Майер и финскими принцессами Киирой Корпи, Лаурой Лепистё и Сусанной Пёукиё. Сейчас же мы пытаемся утешаться тем, что в списках участниц есть десяток знакомых уху фамилий, представляющих самые разные страны. Анастасия Грачева — Молдавию. Екатерина Куракова — Польшу. Антонина Дубинина — Сербию, и так далее.
Мы болеем за Анастасию Губанову, потому что красивая и родом из Тольятти. Симпатизируем Луне Хендрикс, потому что она милашка и совсем недавно каталась рядом с Анной Щербаковой и Александрой Трусовой. За то же, кстати, и недолюбливаем, ведь Щербакова и Трусова где-то по-прежнему существуют, а Луна имеет шансы сравняться с ними по титулам. Кажется, в нашей изначальной симпатии к ней было гораздо больше покровительственного позволения встать у трона великих, чем искреннего пожелания преуспеть и превзойти их.
Но у европейских фигуристок чемпионат Европы, должно быть, вызывал принципиально другие чувства. Опять этот рядовой старт, куда приедет толпа русских девочек и устроит дестрой, по кирпичикам разобрав пьедестал себе на сувениры. Чисто российский праздник, который почему-то до сих пор называется чемпионатом Европы, а не «Ученицы Тутберидзе и все-все-все».
Последние два года изменили все. Теперь симпатичная 17-летняя дебютантка из не самой сильной спортивной державы может сходу стать бронзовым призером Евро. Да и вообще любая фигуристка с более-менее стабильными прыжками и известным именем может не только увидеть золотую медаль во сне (а потом на шее Камилы Валиевой), но и держать ее в собственных руках, ощущая холод сплава.
В общем, есть ощущение, что победа Луны Хендрикс и бронза Нины Пинцарроне – повод для потенциального бума женского одиночного катания в Европе. Что-то подобное случилось с покером в 2003 году, когда Крис Манимейкер выиграл чемпионат мира WSOP и 2,5 миллиона долларов, отобравшись на него через копеечный турнир-сателлит. У него не было денег, чтобы добраться до Лас-Вегаса, поэтому дорогу оплачивали отец и друг. Как тут не вспомнить, что Луна Хендрикс собирала деньги на поездку в олимпийский Пекин через краудфандинг?
История Манимейкера дала надежду всем – от студентов и работников заправок до бухгалтеров и парикмахеров, – что теперь-то и они смогут стать миллионерами благодаря покеру. История Луны Хендрикс, девчонки из соседнего подъезда, которая в секси-платьях под Мадонну покоряет стадионы, не делая при этом ничего сверхъестественного, дает надежду таким же девушкам, что и они будут чемпионками.
Фигурному катанию раньше не хватало вот этого флера доступности и приземленности. К чему раньше предлагалось стремиться, кого побеждать? Александру Трусову, для которой что прыгнуть четверной прыжок, переплыть Атлантику и зайти в клетку к львам — все равно что сходить на маникюр. Анну Щербакову, чье земное происхождение нам еще предстоит доказать. Возможно, на самом деле она представитель какой-то неописанной Толкином расы Средиземья — что-то среднее между эльфом и человеком. Алену Косторную, которая скользит так, как нельзя научиться — с этим нужно родиться. Камилу Валиеву, которую за ее гениальность судьи и специалисты готовы были носить на руках. Ей в хорошей форме проигрывали даже титановая Трусова и феечная Щербакова, что говорить про простых смертных европейских фигуристок.
Да, в один год случилось чемпионство Софьи Самодуровой без ультра-си элементов — она благодаря плюс-старту и своему трудолюбию победила в Минске в 2019 году, пока борющаяся с пубертатом и травмами Алина Загитова пыталась собрать себя после Олимпиады. Но это исключение, скорее, подтверждало общее правило — победить российских фигуристок невозможно. И эта мысль очень разрушающе действовала на европейское фигурное катание.
То, что сейчас выглядит как деградация (в плане результатов и технической сложности), в долгосрочной перспективе может оказаться ренессансом. И тогда возвращение российских спортсменок на международные старты, — а оно когда-то все же должно случиться, — будет одинаково интересным и сложным для всех сторон.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин