12 февраля этого года на центральной площади братьев Милич в Косовской Митровице состоялся митинг протеста косовских сербов — в связи с их ухудшающимися условиями жизни. Непосредственно — акция была вызвана решением приштинских властей отменить с 1 февраля в Косово и Метохии хождение динара.
На акции были видны очень неожиданные лозунги «Европа, открой глаза» и «1244, США, помоги». Иными словами митингующие показывали, что рассчитывают на помощь США и ЕС. Это и то, что акцию поддержала провучичевская партия «Сербский список», усиливает подозрения: митинг был организован Белградом. Не для реальной защиты косовских сербов, а для апелляции к Западу. Белград и далее надеется, что именно Запад как-то сможет повлиять на Приштину, чтобы та не ухудшала условия жизни сербов на севере края.
Это объясняет скептицизм сербских патриотов в Косово по поводу этой акции. Они считают её показушной и не имеющей отношения к реальности. Недовольство вызывает то, что Небойша Йович — один из лидеров сербов в Косово — переехал в Белград и координирует деятельность протестующих оттуда. 26 февраля он планирует организовать демонстрацию в поддержку Косово в столице Сербии. Сербские патриоты в Косово митинг 12 февраля называют «предательским» и «проалбаснким» и возмущаются тем, что на нём «никак не присутствует Россия».
Протесты сербов на севере автономного края являются довольно малочисленными и слабыми, что подтвердилось, в частности, во время акций прошлого января по блокированию трассы Лепосавич-Приштина в Косовской Митровице. В начале этого года сербы, переселённые из Косово, ненадолго заблокировали трассу в Рударе в муниципалитете Лесковац — до границы на КПП Мердаре. Никаких серьёзных последствий эти акции не имели.
Ставка на силу
В последние 10 месяцев Запад в Косово делает ставку на полусиловое решение проблемы, выкручивание рук Сербии. После того как президент Вучич сделал несколько резких заявлений о том, что при его президентстве независимость Косово Белградом признана не будет. До этого Вашингтон и Брюссель рассчитывали на то, что Охридские соглашения февраля прошлого года станут ключевым шагом в официальном признании — в обмен на создание Союза сербских общин. Последнее прописывалось ещё в Брюссельском договоре 2013 года и должно было быть выполнено вне зависимости от каких-либо дальнейших соглашений.
Главные факторы, позволяющие сделать вывод о том, что Запад делает ставку на силовые меры.
1. Проведённые «выборы» в муниципальные органы власти в четырёх сербских муниципалитетах на севере Косово и Метохии (Звечан, Косовска Митровица, Зубин Поток, Лепосавич). «Голосование» бойкотировалось сербским населением. В результате в апрельском голосовании прошлого приняло участие около 4% проживающих в этих общинах. Тем не менее выборы признаны состоявшимися, сербы в контролируемых Приштиной органах власти в своих муниципалитетах больше не представлены. Вучич создал своим указом параллельную временную администрацию в Косовской Митровице. Также сербы покинули и силовые структуры общин. Это сопровождается снятием табличек на сербском языке и сербских флагов с со зданий муниципальных органов власти, например, в Лепосавиче.
2. С 1 февраля приштинские власти собрались запретить хождение динара в Косово и Метохии. В том числе и безналичные расчёты в динарах. Решение это отложено «на небольшой срок». Все сербские бюджетники в КиМ получают зарплаты в динарах, но власти «Республики Косова» говорят, что это проблемы ЦБ Сербии. Теперь в автономии должно ходить только евро. В евро в Косово можно было расплачиваться давно — не то что в магазинах, даже в церквях и монастырях. Но теперь Приштина хочет полностью исключить из оборота динары. Это уже привело к закрытию в Косовской Митровице отделения банка «Komercijaljna Banka». При этом в ряде учреждений, например, в частных клиниках по-прежнему не принимают евро, как и до этого.
Серьёзность намерений албанцы подтверждают тем, что останавливают сербские инкассационные машины с наличными динарами на пограничных переходах Ярине, Брняк и Мердаре. В Гораждевце косовская полиция ворвалась в здание Почты Сербии и изъяла 4 миллиона динаров, предназначенных для выплаты пенсий сербам. Коммунальные выплаты приштинские власти теперь планируют взимать сами, чтобы налоги шли им, а не в Белград.
3. Интенсифицировались поставки оружия и техники в Косово. В январе, в частности, было объявлено, что США поставят Приштине 246 птуров FGM-148 Javelin.
Главным поставщиком оружия в Косово остаётся Турция, которая в октябре приняла командование KFOR. Анкара уже поставила приштинским властям беспилотники Bajraktar TB2, противотанковые комплексы OMTAS с дальностью стрельбы до 4500 м, 105-мм гаубицы Boran, боевые машины пехоты Vuran (колёсная система 4×4, не менее 150 единиц из 223 имеющихся у Приштины БМП), а также 120-мм минометы ALKAR. Оружие отправляется, в основном, на частные пожертвования, но в последнее время увеличились отправки техники и оружия и по государственной линии. После того как в прошлом году было подписано межправительственное соглашение между Турцией и «РК» о военном сотрудничестве.
Официальная государственная помощь Анкары приштинским властям в поставках оружия с 2018 года оценивается в 100 миллионов евро. Сумма небольшая и не идёт в сравнение с частными каналами. Только в декабре 2022 года в Косово из Турции прибыли 11 грузовиков с оружием на 2,75 миллионов евро. Сомнений в том, что турецкие частные оборонные предприятия и заводы, производящие военную технику наряду с гражданской (прежде всего BMC и Roketsan) выполняют государственный заказ, нет.
Важнейшим отправителем оружия в так называемую «республику Косово» является Хорватия. Сначала это были военные шлемы и бронежилеты, потом дошло и до «летального оружия» – автоматов, пистолетов, ручных гранат и гранатомётов. Хорватия поставляет Приштине штурмовые винтовки ВХС-Д и ВХС-К и пистолет ХС 2000 производства компании «HS Produkt». 12 января 2024 года Хорватия передала Приштине очередную партию из нескольких десятков автоматических винтовок HS Produkt VHS-D2 натовского калибра 5.56 мм.
В прессе балканских стран также обсуждается вероятность закупки Приштиной у Загреба югославских БМП М-80, модернизированных Хорватией. Также хорватские СМИ сообщали о том, что ведутся переговоры о продаже 600-700 боевых шлемов ВК-3 производства компании «Šestan-Busch» и армейских ботинок «Jelen» для «косовской службы безопасности» и косовской полиции. В 2012 году хорватская компания KROKO уже передала так называемым Силам безопасности Косово 3 500 комплектов военного обмундирования.
Вопреки резолюции 1244 СБ ООН уже 6 лет создаются так называемые «Силы безопасности Косово» (KSF) — после того как так называемый Парламент Косово принял три соответствующих законопроекта. Резолюция 1244 предусматривает наличие в автономном крае лишь полицейских сил в составе не более 2,5 тысяч. Сейчас планируется, что KSF к 2026 году будут насчитывать до 7,5 тысяч военнослужащих. На данный момент в их составе уже 5,5 тысяч. Резерв планируется довести до 20 тысяч человек.
Количество БМП в ближайшее время приштинские власти собираются увеличить до 350, в частности, предположительно ещё 40 БМП Vuran будут поставлены из Турции. Раньше окончание создания KSF — это уже фактически косовские вооружённые силы — планировалось на 2028 год. Сейчас подвинули срок на два года раньше.
Главными инструкторами являются британские и хорватские военнослужащие, при участии солдат и офицеров из США, Турции, Италии и Германии. Главные направления военной подготовки: противодействие бронетехнике и авиации, управление бронетехникой, тактика боёв в малых населённых пунктах, диверсионно-разведывательные операции. В основном тренировки проходят на натовской базе Bondstil близ Урошевца, но известны случаи, когда обучение устраивалось и на территории стран НАТО. Например, в 2017 году в Турции прошли инструктаж 6 албанских пилотов из Косово.
Постоянно усиливается и контингент KFOR — в 2024 году натовских военнослужащих из этого формирования станет на 1000 человек больше. На данный момент самым многочисленным в составе КФОР является контингент турецких солдат — 780 из 4511, за ним следуют солдаты и офицеры из США — 679 человек. По данным наших источников, ожидается, что уже в этом году численность турецкого контингента в Косово превысит 1000 человек, бóльшая часть из которых будет размещена в казармах «Султан Мюрат» под Призреном.
Тем не менее, своебразный метод «пряника» ЕС и США тоже не оставляют. На днях в Европарламенте и Евросовете прозвучали предложения о том, чтобы включить Охридские соглашения (которые предусматривают по духу и в очень недалёкой перспективе независимость Косово, хотя прямо о признании там не говорится) в переговорный процесс о вступлении Сербии в Евросоюз.
Признание независимости Косово — это непременное условие вступления Сербии в ЕС, которое ставят брюссельские власти. Но при этом дают понять, что Косово будет фактически становиться независимым и без желания Белграда. И, помимо сделанных ранее шагов по признанию приштинских властей рядом международных организаций (например, спортивными федерациями), в настоящее время основной упор делается на то, чтобы создать сербам в Косово невыносимые условия для жизни. И выдавить их из автономного края. Поток сербских беженцев из Косово в прошлом году оценивается в 10% от населения. При этом белградские власти идут на послабления в соответствии с «законодательством Косово» — в частности, в прошлом году был разрешён беспрепятственный въезд на территорию центральной Сербии автомобильных номеров с табличками «RKS» (Republika e Kosovës).
В целом усилия Белграда воспринимаются патриотами в Косовской Митровице больше как стремление усмирить косовских сербов и не дать им развернуть какое-то реальное сопротивление. Ведь косовские сербы, несмотря на тяготы, настроены весьма агрессивно и воинственно. Даже молодая продавщица в магазине сувениров в Косовской Митровице сказала мне полтора года назад, что готова сама воевать, потому что албанцы убили её деда. Такое я слышал и от владельцев кафе, и от таксистов. Люди очень рассчитывают на помощь России — после победы на Украине. И считают такую помощь единственно возможным вариантом. Но поворачивать в это русло Белград не хочет. При этом за день до митинга выразила огромное беспокойство ситуацией в Косово и Метохии — в выражениях, которых официальный Белград себе не позволяет.
Сербская Православная церковь в лице Рашско-Призренской епархии акцию протеста поддержала. Но при этом за день до этого выразила огромное беспокойство ситуацией в Косово и Метохии — в выражениях, которых официальный Белград себе не позволяет. Епархия занимает чёткую патриотическую, прорусскую и антизападную позицию.
Таким образом на данный момент можно сделать определённый вывод. Запад и приштинские власти делают ставку на выдавливание сербов из автономного края, постоянно понижая уровень их безопасности и бытового благополучия. Официальный Белград никак не может представить сколь-нибудь внятного плана действий по Косову — то апеллируя к Западу по поводу помощи косовским сербам, то вбрасывая в медиапространство фантомные идеи о том, что автономный край покидает и множество албанцев, благодаря введенному ЕС безвизовому режиму с «РК». Сами же косовские сербы считают, что нынешняя сербская власть старается обращать на их проблемы как можно меньшее внимание и как можно реже обсуждать косовскую тему публично — поскольку она портит имидж Вучича. Поэтому и готовятся к новым тяготам и надеются, что им поможет Россия. Но об этом они предпочитают говорить лично, а не на официальных митингах. Уточняя, правда, при этом, что пока они могут рассчитывать только на Бога, и святых князя Лазара и Милоша Обилича.
Автор: Владимир Сапунов, доктор филологических наук, эксперт по Балканскому региону, военный журналист