Шенкурск превратили в цитадель. Его окружали 3 линии инженерных заграждений с колючей проволокой, усиленные 16-ю блокгаузами (3-5 пулеметов в каждом), имелось от 20 до 30 орудий разного калибра и 1 морское орудие на бетонированной установке. РККА продолжила движение с востока и запада, и 22 января заняла деревню Сергиевскую, угрожая городу.
Отряд партизан Чухина 23 января внезапно напал на село Шеговары, контролирующее пути отступления и удерживаемое американцами. Грэхем испугался попасть в окружение и скомандовал отход. В ночь с 24 на 25 января интервенты, бросив всё, бежали по лесным тропам на север. Часть из них заблудилась и погибла. В 1929-1934 годах на месте бегства работала специальная комиссия по поиску и захоронению тел, но она смогла обнаружить лишь 30 трупов Джи Ай. Вымотанные части Красной Армии преследовать противника не стали и, войдя в Шенкурск 25 января, принялись укрепляться. И отсыпаться в тепле.
Это была первая крупная победа над интервентами. В боях под Шенкурском советы отбросили демократов на 90 км к северу и захватили богатые военные склады противника, 2 парохода на реке Ваге, 15 орудий, 5 тысяч снарядов, 60 пулеметов, 2 тысячи винтовок и 3 миллиона патронов. В Британии уже успели отменить военную цензуру, так что СМИ союзников сильно «раздули» неудачу англосаксов. Население стран интервентов выступало против того, чтобы родимых солдат убивали «злые русские» непонятно, где «ни за дырку от бублика», а от уведённых «баронами» ценностей рядовому населению Запада оказалось ни жарко, ни холодно.
После Шенкурского разгрома британцы использовали Джи Ай только на охране складов, посылать их на линию фронта запретили категорически. Мало ли что. Вдруг кто обидит «ангелочков» из США. И пятого сентября 1919 года янки «организованно отступили водным путем» из Мурманска, первыми из всех интервентов. По-русски говоря, «драпанули». Украли в процессе оккупации просто потрясающее количество «трофеев», включая паровозы, пеньку, лес, смолу, марганцевую руду, кудель, шкуры животных, фанеру, замшу, станки, кожу и т.д. Особенно пикантно смотрится похищение 110 тысяч пудов ковров. Общий счет шел на миллионы пудов. Только из Архангельского порта по неполным данным было вывезено 2.137.868 пудов груза.
Из портов Сорока, Мурманск, Кемь, Онега, Кандалакша, Романов — 2.392.888 пудов. Чисто клептоманы. Один из капитанов пароходов с награбленным имуществом даже получил медаль за большое количество рейсов. Но за всё в этом мире нужно если не платить, то расплачиваться. Официальные потери американцев на Севере составили 110 человек убитыми и 70 умершими от холода и болезней (224 убитых, 305 раненых и 4 пленных). Систему подсчета История не сохранила. Видимо, люди майора Хайсона шли отдельной строкой…
По итогам боёв оставшейся без оппонентов РККА пришлось расформировывать свой Северный Фронт и перебрасывать освободившиеся части на Западный. Взяв Архангельск, красные отослали в Лондон прямиком самому премьеру Ллойду Джорджу поздравительную телеграмму следующего содержания:
«Ваших сбросили в море, встречайте. Комдив Филипповский».
Кстати, во время Великой Отечественной Войны генерал-лейтенант М. С. Филипповский был награжден американским орденом «Легион Почета 4-ой степени».
Обидевшись на неджентльменское поведение большевиков, Правительство США 15 августа 1918 года официально объявило о «разрыве дипломатических отношений с Россией». То есть при военном вторжении дипотношения американцами каким-то странным образом сохранялись. При этом имелось в виду не большевистское правительство и не Советская Россия, а некая гипотетическая «Россия вообще»! В этой мутной Декларации Госдепа говорилось о «Прекращении существования России как Государства». По аналогии с Государством Чероки. Простенько, но со вкусом… Сенатор-республиканец Майлз Пойндекстер, призывая к интервенции, заявил:
«Россия является просто географическим понятием, и ничем больше она не будет. Нация не существует».
И так как «по понятиям уличных пацанов» в Госдепе, территория бывшей Российской Империи теперь оказывалась бесхозной, они без особых раздумий высадили войска на ничейном Дальнем Востоке. Ну, прелесть ведь…
Американский экспедиционный корпус в Сибири под командованием генерал-майора Уильяма Сиднея Грейвса насчитывал 7.950 штыков. В него входили подразделения 27-го и 31-го пехотных полков, 13-го, 12-го и 62-го добровольческих полков. Надо сказать, занимались добровольцы там по большей части грабежами гражданских, карательными акциями и распитием местных алкогольных изысков. Грабили со вкусом. Только фирма Эйрингтона экспроприировала во Владивостоке в пользу США 15.730 пудов шерсти, 20.407 овечьих шкур, 10.200 крупных кож. А чтобы местное население не скучало, для него организовали концлагеря. Объект на острове Русский «проработал» аж до октября 1922 года. Замученных в концлагере топили тут же, рядышком.
Автор Кирилл Перемет
Редакция СИ «World Russia», главный редактор Захаров Дмитрий и Светлана Пересичанская