Крымское ханство пережило Золотую Орду, из которой оно выделилось, более чем на триста лет. Из них двести с лишним лет оно пыталось играть по отношению к России ту же роль, что и его предшественница: изображать собой верховного суверена над русскими землями и взимать дань, а в случае неповиновения – смирять Русь опустошительными набегами.
Первые шаги к отделению Крыма от Золотой Орды сделал ещё знаменитый беклярбек Мамай – он был родом из Крыма. Окончательно независимость Крымской Орды оформилась в 1441 году при местном хане Хаджи-Гирее. В 1478 году Крым признал вассальную зависимость от Османской империи, которая предоставляла ему большую свободу как во внутренней, так и во внешней политике, и в то же время обеспечивала защиту и покровительство одной из могущественных держав тогдашнего мира.
Захват славянских рабов и торговля ими – источник благосостояния Крымского ханства
Эпоха Ивана Великого (1462-1505) была «золотым веком» во взаимоотношениях России и Крыма. Она больше не повторилась. Иван Великий умел сохранять хорошие отношения с крымскими ханами, особенно с Менгли-Гиреем I, непрерывно правившим с 1479 по 1514 год. Правда, одним из условий такой дружбы была отправка ежегодных «поминков» (даров) из Москвы в Бахчисарай. Постепенно в Крыму начали и впрямь воспринимать «поминки» как ежегодную дань, аналогичную той, которую Русь платила в Золотую Орду, а себя стали рассматривать как преемника этого государства.
При великом князе Василии III(1505-1533) отношения между Россией и Крымом испортились полностью и навсегда. Виною в этом не только меньшие, чем у отца, государственные способности Василия III, но и – прежде всего – растущая сила Крымского ханства. При Иване III крымские орды неоднократно ходили разорять Литву (то есть западнорусские земли), помогая России. Однако потом крымцы рассудили, что, играя на противоречиях между Россией и Литвой, смогут получать гораздо больше добычи. Они стали угрожать походом то на Литву, то на Московию, и выманивать дань как у того, так и у другого государства.
Но даже своевременная выплата «поминков» не избавляла соседей Крымского ханства от его опустошительных набегов. Крым с конца XV века начал жить исключительно работорговлей. Ежегодно тысячи славянских пленников (великорусов, малорусов, белорусов, поляков) пригонялись на невольничьи рынки Крыма, где еврейские и итальянские купцы перепродавали их в Османскую империю, в Алжир и другие страны исламского, а порой и католического мира. По подсчётам историков, в течение XVI-XVIIвеков Россия, Литва и Польша лишились в результате этих разбойничьих экспедиций крымцев от 3 до 5 миллионов своего населения.
Ханы часто отговаривались тем, что это не они, а мятежные орды, им не подчиняющиеся, устраивают набеги. Но порой они и сами официально предпринимали походы, чтобы принудить Россию или Литву платить дань, которую считали уже само собой разумеющейся.
Постоянная вражда между Россией и Литвой, а потом между Россией и Польшей мешала славянским государствам справиться с гнездом крымских хищников. При царе Иване Грозном (1547-1584) Россия начала завоевание осколков Золотой Орды. В 1552 году к Московскому государству было присоединено Казанское ханство, в 1555 – Астраханское, в 1581 году началось покорение Сибири. В 1556 и 1559 гг. русские войска дважды предпринимали походы на Крым, но оба раза были остановлены безводьем и болезнями в степях Северной Таврии.
Эти напасти преследовали русские войска и в дальнейших попытках наказать Крым – в конце XVII и даже в 30-е годы XVIII века. Между тем небольшие лёгкие конные отряды крымских татар легко преодолевали степи и леса, доходя до окрестностей Кракова, Вильны и Москвы. В 1571 году хан Девлет-Гирей сжёг Москву и потребовал от Ивана Грозного уступки Казани, Астрахани и признания вассальной зависимости от Крыма. Не удовлетворившись ответом, в следующем году хан предпринял очередной поход, но был разбит у селения Молоди в 40 верстах к югу от Москвы.
Лучше всего удавались морские походы на Крым у запорожских и донских казаков. До середины XVII века это было единственное средство, которым христиане могли мстить за крымские набеги. Казаки освобождали тысячи славянских пленников в крымских городах. Но в 1648 году Богдан Хмельницкий, начав восстание за освобождение Украины от Польши, был вынужден, за неимением других союзников, прибегнуть к помощи крымского хана. Вторая половина XVII века – время, когда крымцы особенно хорошо поживились на Украине. Не имея возможности заплатить крымцам за военную помощь, гетманы – преемники Богдана Хмельницкого – разрешали сгонять украинцев в рабство сотнями тысяч.
Смирение и завоевание Крыма
Между тем, Россия отвоёвывала шаг за шагом степные земли, вынося Засечные черты всё дальше на юг. Последняя (и неудачная) попытка крымцев совершить набег на Москву состоялась в 1634 году. В дальнейшем военные действия происходили уже на южных окраинах Московского государства.
Но только после взятия Азова Петром I в 1696 году Россия избавилась от унизительной обязанности платить дань крымскому хану. Это второе освобождение от татарского ига было зафиксировано в Константинопольском мирном договоре 1700 года. Попытка завоевать Крым (1735-1739) при Анне Иоанновне не увенчалась успехом, хотя русские войска под командованием ещё одного «птенца гнезда Петрова», ирландца фельдмаршала Петра Ласси, и взяли Бахчисарай.
Крым между тем слабел изнутри. Избалованная за столетия работорговли крымская верхушка утрачивала военные доблести. После войны с Турцией 1768-1774 гг. Россия добилась провозглашения независимости Крыма от Турции. Это был шаг к окончательному присоединению Крыма к России, о чём было объявлено манифестом императрицы Екатерины II 8 апреля 1783 года.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин