«Мы, обоих народов прелаты, князья, паны-рада, бароны и все чины, должны также помогать друг другу во всех невзгодах всеми силами и средствами, какие общему совету покажутся полезными и нужными, считая счастливые и злополучные дела общими и поддерживая друг друга чистосердечно».
В 1569 году в городе Люблин представители польской и литовской знати закрепили на бумаге создание нового государства на европейской карте — Речи Посполитой (Rzeczpospolita, от латинского Res Publica). Этот восточноевропейский гигант просуществовал чуть больше двухсот лет — в конце 18-го века глубокий кризис «шляхетской республики» и аппетиты соседних держав предопределили исчезновение польско-литовского государства.
Точкой отсчёта польской государственности принято считать правление первого «достоверного» князя Мешко, который смог объединить славянские племена от Балтики до Словакии и от Чехии до Руси в 10-м в. Именно этот правитель в 966 году принял католичество и распространил новую веру среди своих подданных — почти на 20 лет раньше, чем Владимир Святославич принял православие.
Польша развивалась примерно по тому же сценарию, что и Древняя Русь — после непродолжительного периода сильной королевской власти и консолидации земель вокруг Кракова настала эпоха феодальной раздробленности. Формально началом борьбы разных веток Пястов за доминирование на территории некогда единой Польши считается смерть Болеслава Кривоустого в 1138 году. После этого страна распалась на несколько частей и оставалась в таком состоянии почти 200 лет. Объединить Польшу в 1320 году смог внук знаменитого Конрада Мазовецкого Владислав Локетек.
В то же время нарастали противоречия между польским королевством и Тевтонским орденом, обосновавшимся на побережье Балтийского моря. Уже во время правления сына Владислава Казимира III под юрисдикцию короны попала часть Юго-Западной Руси, в том числе Галич и Львов. Общие внешнеполитические интересы сблизили Польшу и могучее Литовское княжество, образовавшееся в 13-м веке в результате объединения разных прибалтийских племён.
Между Польшей и Литвой уже в 14-м веке установились прочные династические и политические связи. Кульминацией союзнических отношений стала женитьба князя Ягайло на польской королеве Ядвиге. Ягайло принял католичество и новое имя — Владислав, а между государствами была заключена Кревская уния. Однако литовские элиты ещё не были готовы к потере своего независимого положения: на протяжении всего 15-го века уния действовала с перерывами, а Польша то и дело подтверждала свободы своих восточных соседей.
Такое положение продлилось до середины 16-го века. На фоне тяжёлой Ливонской войны и требований шляхты (мелкого дворянства) унификации юридической и фискальной систем Польши и Литвы, а также тяжёлого положения литовских землевладельцев, пострадавших от московских войск и нуждавшихся в защите, польско-литовский сейм в городе Люблин в 1569 году объявил о заключении унии, которая дала начало новому государству.
Государственное устройство Речи Посполитой не имело аналогов в истории Европы. Королевская власть ограничивалась своеобразным парламентом, сеймом, состоявшим из представителей польской и литовской знати. Обе части страны сохраняли административную независимость, своё налоговое регулирование и армии. Сейм и король же управляли внешней политикой, а на территории всего государства распространилась польская денежная система. Властитель избирался на заседании сейма. Несмотря на кажущиеся свободы, началась стремительная «полонизация» Литвы и доминирование католического духовенства на востоке страны.
Тем не менее объединённое государство смогло довести Ливонскую войну до победы, после чего начался «золотой век» Речи Посполитой. Государство вело активную внешнюю политику на всех направлениях, культурная жизнь бурно развивалась — этому способствовало раннее появление книгопечатания. Исторические труды и научные трактаты пользовались большой популярностью среди интеллектуальных элит того времени.
Но подъём королевства продолжался недолго. Вскоре после безуспешной попытки посадить на русский престол Владислава Вазу Речь Посполитую начали преследовать неудачи. Шведы активно распространяли своё влияние в прибалтийском приграничье, а усиливавшееся давление польских магнатов на украинских крестьян часто приводило к восстаниям: такими, например, стали выступления гетмана Косинского и Северина Наливайко.
Основным внешнеполитическим противником Речи Посполитой стала восстанавливавшаяся после событий Смуты Россия. В 17-м веке между странами произошли две крупных войны. Первая велась за контроль над Смоленском, оказавшимся в составе польско-литовского государства в начале столетия. Тогда, в 1634 году, поляки смогли отстоять город, но всего лишь на 20 с небольшим лет. Настоящий потоп, захлестнувший страну, стал вестником упадка. Начавшаяся как очередное восстание казачества, война быстро превратилась в крупномасштабное противостояние Речи Посполитой, России и Швеции.
По итогам серии конфликтов между государствами польско-литовское королевство потеряло Левобережную Украину, Смоленск и Киев. С тех пор Речь Посполитая фактически превратилась в субъект международных отношений, хотя временами ещё была способна на крупные военные походы. Такими оказались знаменитые битвы короля Яна Собеского против турок-осман: в 1673 году он разгромил противника в битве под Хотиным, а спустя 10 лет оказался главным действующим лицом драмы, разразившейся под стенами Вены.
Но время шло своим чередом — вскоре Речь Посполитая вновь стала ареной крупномасштабных военных действий. Снова на её территорию пришли русские и шведы, но уже в рамках Северной войны. Весь 1708 год проходил в стычках небольших отрядов, действовавших на территории королевства. Бесконечные войны разоряли страну, а политическое устройство (притчей во языцах стало liberum veto, согласно которому все решения сейма принимались лишь при большинстве голосов) и интересы соседей не позволяли провести жизненно-важные реформы. Речь Посполитая фактически превратилась в «проходной двор» Восточной Европы.
Окончательное исчезновение польско-литовского королевства с карты Европы оставалось лишь делом времени. Поводом к третьему по счёту разделу, проведённому в 1795 году, послужило восстание польского патриота Тадеуша Костюшко. Россия, Польша и Австрия договорились о новых границах, просуществовавших, правда, недолго — во время Венского конгресса, на котором принимались решения о послевоенном устройстве Европы после победы над Наполеоном Бонапартом, произошёл так называемый «четвёртый» раздел Речи Посполитой.
Польская Республика, возникшая на руинах Российской, Австрийской и Германской империй после окончания Первой мировой войны, современниками называлась Второй Речью Посполитой — тем самым подчёркивалась преемственность государственности. Однако и второй попытке было суждено повторить судьбу своей предшественницы. Согласно секретным протоколам к пакту Молотова-Риббентропа, подписанному в августе 1939 года, состоялся «пятый» раздел государства.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин