Недавно в информационной ленте новостей появилась новость об Александре (Александрс) Дмитриеве, гражданине Латвии.
Русский рабочий, квалифицированный токарь, потерявший здоровье и всякую веру в нынешнюю власть Латвии, которая де-факто, а даже в некоторых случаях — де-юре нарушает права русского населения Латвии и под всяческими предлогами пытается выдворить многих в Россию, как ненужных и «деструктивных» людей.
То, что в Латвии уже давно процветает оголтелая русофобия — это не новость для российских СМИ. Однако случай с Александром все же уникальный. Ему намеренно изменили родную фамилию Дмитриев на Димитриевс (из-за этого он не смог сразу получить ВНЖ в России). Таким образом, мечта о российском гражданстве таяла на глазах, а выдворение было очень даже возможно.
Благодаря помощи российских правозащитников из Единого Координационного Центра поддержки соотечественников за рубежом и семьи Александраса, ему удалось отстоять свое право находиться на территории России и дождаться ВНЖ, дальше не за горами и заветный Российский паспорт.
Мы встретились с Александрасом и Ольгой Дмитриевой — женой сына нашего героя и поговорили о том, что он пережил, и как себя чувствуют в Латвии сейчас русские люди.
World Russia: Ольга, расскажите, пожалуйста, как жил Александрас до всей это дикой истории с переездом?
Ольга Дмитриева: Отец сразу к нам не переезжал, так как до потери зрения мог себя обслуживать сам и не хотел обременять нас своей старостью. Старался до последнего. Когда начал терять зрение — была пандемия, потом началась СВО. За это время — 3 неудачные операции на одном глазу и полная потеря зрения. Скоротечная глаукома на другом — 15% зрения осталось. С детства, после перенесенной кори, была практически полная потеря слуха. Помогал ему с продуктами его бывший ученик.
Все воспоминания папы связаны с временами СССР, ведь именно тогда он реализовался как профессионал, токарь 6 разряда. Он был востребован, его трудовая книжка — это пример настоящего подвига советского человека: награды, премии за рационализаторские предложения и т.д.
Последние годы Александрас почти не выходил из дома. Несмотря на то, что он родился в Риге, латышский язык за всю жизнь так и не выучил в силу основного заболевания по слуху. Поэтому, если раньше он мог слушать программы по телевизору на русском языке, слушать радио, то потом он стал лишён даже этого. Осталась одна программа на радио — «Радио Домская площадь», пронизанная русофобскими настроениями.
World Russia: То есть никакой помощи, все сам? И никто в Латвии ему не протянул руку помощи? Как же к нему (и к русским людям в целом) отнеслись латыши и их правительство?
Ольга Дмитриева: Когда совсем некому было помочь, приходилось самостоятельно передвигаться на небольшие расстояния. При этом на вопрос на русском языке «Какой номер автобуса?» он далеко не всегда получал ответ.
По нашим наблюдениям, русофобские настроения в Латвии усиливались с каждым годом после присоединения к Евросоюзу. Мы с супругом обычно посещали Латвию зимой или весной и летом. С каждым нашим приездом мы замечали, как ранее знакомые нам люди (например, продавцы в магазине или кассир по продаже билетов на трамвай), которые нас знали уже в лицо, сквозь зубы разговаривали с нами, хотя ранее это были приветливые люди. Были настоящие русофобы, говорящие на чисто русском языке без акцента. Возраст таких —18-32 года.
World Russia: С какими трудностями сталкиваются русские люди, когда возвращаются в Россию из Латвии?
Ольга Дмитриева: Есть программа переселения соотечественников. Но программа составлена так, что легализоваться русскому в России можно только как специалисту определённого возраста и нужной специальности. В то время как мигранту из Азии, не владеющему специальностью и языком, чуждой нам культуры, порой не составляет особого труда получить ВНЖ, а затем гражданство в России. Кроме того, некоторое время назад был такой посыл: приезжайте, если вас там притесняют. Вопрос: куда? Большинство жителей в Латвии имеет очень скромное жильё. Продав недвижимость там, такой человек не сможет здесь ничего приобрести, если только комнату. Нужна упрощенная программа для русских людей, желающих переселиться в Россию. Особое внимание должно быть к старым и больным людям, не имеющим возможности себя обслужить и защитить.
World Russia: Прокомментируйте ситуацию, которая произошла с паспортом. Как мы поняли, латвийские чиновники злонамеренно исказили фамилию Александрсу. Верно? И потом при оформлении в МФЦ были сложности.
Ольга: Да, МФЦ — это в первую очередь канцелярская служба. Там никто не вникал и не будет вникать в особенности языка, падежей и склонений. Поэтому при несовпадении склонения фамилии и имени в именительном и других падежах нам отказали в первый раз, заявив, что речь идёт о разных людях. Возникает диссонанс в призыве переезжать людям русского мира в Россию из стран Прибалтики и проводимой бюрократической миграционной политикой в отношении русских.
Во второй раз был получен отказ по другой причине. В связи с утерей свидетельства о рождении, папа обратился за дубликатом. Шёл 1992 год. Латвия стала самостоятельным государством. И Алескандрас в дубликате получил другую фамилию: Димитриевс вместо Дмитриева. Из-за своей деликатности и опасений в отношении новой власти, он не посмел заявить об этом. Так и получилась фамилия Димитриевс.
На кладбище в Риге все родственники Дмитриевы. И у сына фамилия: Дмитриев. Мы предоставили справку о национальной ономастике, связанной с фамилиями, выданной в г. Рига. Но для наших чиновников такая справка не явилась подтверждением, что это один и тот же человек.
World Russia: Как удалось разрешить ситуацию?
Ольга Дмитриева: Только после вмешательства правозащитника Мельникова Ивана Владимировича (и с его помощью вышедшего сюжета о нашей проблеме) события стали развиваться в нашу пользу. На данный момент приняли документы на ВНЖ, продлили миграционный учёт.
World Russia: Александрас, как неравнодушные граждане нашей страны могут Вас поддержать и сделать Вашу жизнь несколько легче?
Александрс Дмитриев: Уверен, что у меня в скором времени все будет в порядке с документами, и я останусь в семье своего сына на законных основаниях. Очень надеюсь, что моя история послужит примером, и неравнодушные граждане обратят внимание на проблемы людей русского мира из стран Прибалтики. Не только тех, кто приезжает сюда, но и тех, кто остается там и пытается бороться (чаще — в одиночестве) с нацистским режимом Латвии.
Русский мир существует не только в России, но и за рубежом. Но без поддержки России русский мир умрет не только в Прибалтике, но и в других странах бывших союзных республик. Хотелось бы обратиться через вашу редакцию к представителям власти РФ с просьбой внести поправки в миграционную политику с целью защитить людей русской культуры из стран Прибалтики и других бывших союзных республик.
World Russia: Александрас, мы уверены, что у Вас всё получится. И разрешите от редакции нашего издания пожелать Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни! Мы уверены, что День Победы 9-го мая Вы встретите в кругу семьи.
Александрс Дмитриев: Благодарю редакцию за пожелание, а также за поддержку, которую мне оказали, обратив внимание на очень большие проблемы людей русского мира из стран Прибалтики, в особенности из Латвии. Впервые за много лет я смогу отметить по-настоящему Великий праздник День Победы в кругу семьи. Самое важное — открыто, не боясь, что за тобой подслушивают и подсматривают. На 9 мая в Латвии даже нельзя было возложить цветы к памятникам, и люди шли 10 мая с цветами.
Мира Тэрада — учредитель «Единого Координационного Центра поддержки соотечественников за рубежом», сотрудники которого помогали и оказывали юридическую поддержку Алексанрасу Дмитриеву с документами, прокомментировала ситуацию с нашими соотечественниками за рубежом:
«27 марта 2024 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве, под председательством главы ВРНС Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был утвержден Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира».
В третьем пункте наказа, посвященного внешней политике, говорится: «Воссоединение русского народа должно стать одной из приоритетных задач внешней политики России». А также в нем говорится о доктрине триединства русского народа: великороссов, малороссов и белорусов.
В миграционное законодательство России уже внесены изменения, в соответствии с которыми малороссы вступают в гражданство РФ по упрощенной схеме.
Я считаю, что наши соотечественники, которые проживают за рубежом, в особенности — в странах Прибалтики, должны тоже подпадать под категорию граждан, которые могут получить визу, РВП, ВНЖ, гражданство и другие документы по упрощенной схеме.Потому что это — наши люди, с которыми нас так много объединяет: история, культура, традиции, вера. Поэтому обязательно нужно всячески способствовать тому, чтобы это воссоединение продолжалось, никоим образом его не осложняя».
Вел интервью главный редактор Захаров Дмитрий