В День космонавтики вспоминаем о живописи, творческом увлечении космонавтов и художников с большой буквы Владимира Джанибекова и Алексея Леонова
Всего два раза в жизни мне посчастливилось писать про космонавтов. В первый раз это случилось более 15 лет назад, когда к нам на работу (в то время я работала еще в пресс-службе) заглянул Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, летчик-космонавт Владимир Александрович Джанибеков. Интересный, разносторонний человек не мог не увлечь редакторов корпоративной газеты своими воспоминаниями и юмором. Помню, что тогда у нас было записано несколько вариантов интервью с Владимиром Джанибековым: и для газеты, и для корпоративного журнала. И, конечно, речь шла не только о космосе, но и о его творчестве, о картинах, ведь как известно, ещё в суворовском училище будущий космонавт выпускал стенгазету, принимал участие в творческих конкурсах и выставках, оформлял сцену, на которой проходили театральные и литературные вечера талантливых курсантов, занимался фотографией, работал в кружке рисунка и живописи. Первые уроки рисунка, композиции и живописи были получены в Суворовском училище и в Музее изобразительных искусств, куда в свободное время бегали мальчишки-суворовцы.
Увлечение астрономией очень помогло ему, когда Владимир стал космонавтом. А рисованием он так увлёкся, что это стало для него второй профессией. В авиационном училище, а затем в отряде космонавтов Владимир Джанибеков был незаменимым художником, скорее художником-оформителем. В свободное время рисовал методические схемы, различные чертежи и весёлые газеты с дружескими шаржами и шутками. Большое влияние на творчество художника-космонавта оказали его друзья — художники: Герман Комлев, Владимир Медведев, Таир Салахов, скульпторы Яков Шапиро и Виталий Левин. Не прошёл будущий художник и мимо великого наследия Репина и Сурикова, Серова и Нестерова, восхищался мощью Брейгеля и лаконизмом Кранаха. Позже пытался определить для себя «круг предтеч» космической темы в искусстве. Так возник интерес к завораживающим свето-воздушным эффектам импрессионистов, к магическим ноктюрнам Куинджи и «первым инопланетянам» — демонам Врубеля, к запредельным фантазиям Чюрлениса и духовным видениям Рериха, к «галактическим» пейзажам Смирнова-Русецкого, одного из лидеров замечательной группы космистов «Амаравелла», к рисункам Циолковского на полях рукописей, перекликающимися с «импровизациями» другого смелого новатора – Кандинского.
Впоследствии с творчеством Джанибекова жизнь меня свела еще один раз, когда я решила посетить концерт ко Дню Победы, который проводится регулярно в апреле в фойе концертного зала МГТУ имени Баумана, я не поверила своим глазам: да, самого Владимира Александровича Джанибекова там не было, но на меня с портрета смотрели его глаза, а вокруг находились его картины: они были представлены на обозрение всем желающим. Наверное, соприкоснувшись с темой открытого космоса и вернувшись на земную орбиту, человек закрывает глаза и продолжает видеть космос, а значит, продолжает творить и передавать свои впечатления об этом удивительном пространстве с помощью образов, выраженных в своих картинах. С творчеством космонавтов мы сталкиваемся порой совершенно невольно, в повседневных ситуациях, совершенно не ожидая этого, открываем для себя новые грани их таланта.
Так случилось в свое время во время посещения экспозиции Алексея Леонова в Музее космонавтики на ВДНХ. Первый человек, совершивший выход в открытый космос, Алексей Леонов в свой первый полет, который проходил 18–19 марта 1965 года, оказывается, взял с собой цветные карандаши и сделал этюд восхода Солнца над Землей. Далее этот этюд стал иллюстрацией к книге Алексея Леонова «Солнечный ветер». Даже когда Алексей Леонов стал летчиком, он не переставал рисовать и изображал космос по рассказам своего друга Юрия Гагарина, который уже побывал там. Но большинство картин Леонов написал по свежим впечатлениям, в основе его работ — этюды, сделанные на борту космических станций цветными карандашами, так как акварель, масло и пастель не подходят для рисования на борту из-за отсутствия гравитации. Там он рисовал космические пейзажи и своих коллег. Леонов рисовал и фантастические картины. В 1965 году космонавт познакомился с художником-фантастом Андреем Соколовым, и вскоре у них сложился творческий союз. Вместе они выпустили 7 альбомов с совместными картинами, где, например, Соколов выполнял работу в цвете по эскизу, сделанному Леоновым карандашом, или наоборот. Так же Алексей Леонов вместе с Андреем Соколовым участвовали в создании марок с совместных картин ко дню космонавтики в 1967 году и к 15-летию космической эры в 1972 году. Марки, созданные в 1972 году, были признаны лучшими марками года журналом «Советская наука и техника».
Про живопись Леонова говорят, что у него был космический талант. Проходя по выставке и осматривая его работы, я думала о том, каким образным мышлением надо обладать, чтобы вот так в своих полотнах передавать пространство и время. Это не просто живопись, это особое восприятие действительности, от которого идет чувство какой-то одухотворенности и спокойствия. Заветная команда «Поехали!» была сказана много лет назад и облетела весь мир, но она зажигает миллионы людей во всем мире, которые с радостью в сердце встречают День космонавтики. Для многих это – начало весны и вера в лучшее. А для организаций и музеев это, прежде всего, пора проведения интересных мероприятий ко Дню космонавтики. Особая программа приготовлена и в 2024 году. «Написать космический диктант, полюбоваться снимками Вселенной и узнать, как тренируют будущих покорителей космоса, можно на праздничных мероприятиях, посвященных Дню космонавтики. Одними из центральных площадок станут Музей космонавтики, павильоны ВДНХ и пространство Москвы на выставке «Россия». С 12 по 15 апреля там пройдут увлекательные квесты, лекции, кинопоказы, концерты, экскурсии и мастер-классы. Большую часть из них можно будет посетить бесплатно. Для участия в некоторых мероприятиях потребуется предварительная регистрация, сказали в пресс-службе Департамента культуры города Москвы. Отдельная программа ожидает и посетителей парка «Зарядье».
Вот так получилось, что совершив полет в космос, люди смогли передать искру веры в неограниченные возможности человека, которые до сих пор согревают сердца людей и создают источник неиссякаемого креатива.
Юлия Жемалева, колумнист WorldRussia