Первый день государственного визита Владимира Путина в Пекин завершился без галстуков. И еще один символ: во время переговоров китайцы дали знак всем, кто знает восточную философию. Пионы в центре стола – символ процветания и уважения. Причем взаимного. России, например, есть что предложить в обмен на технологии из Поднебесной, кроме сырья. В правительстве заявили, что новый китайский авиалайнер может получить российские двигатели.
Как раз бизнес-программа визита сейчас начинается в Харбине, куда вечером 16 мая из Пекина прибыл Владимир Путин. За его визитом следит наш обозреватель Виктор Синеок.
«Чувствую себя просто как дома, поэтому решил, что здесь все по-русски уже говорят», – пошутил президент.
Это Путин извиняется за, как ему показалось, чрезмерную длину своего выступления. Но среди гостей, что пришли на торжественный концерт, вряд ли найдутся недовольные. Тут все уже свои. Путин подчеркнул атмосферу словами советской песни.
«Русский с китайцем братья навек». Уверен, что именно в таком братском духе мы продолжим укреплять гармоничное российско-китайское партнерство», – заявил Путин.
Концерт, что последовал после, доказывал это. Солировали то русские народные инструменты, балалайки или балалайки-контрабас, то китайская пипа или жуань. Иногда они играли вместе. Для этого момента специально подбирали народное.
«Это сводный оркестр двух легендарных народных ансамблей. С нашей стороны это будет коллектив имени Осипова с народными инструментами, и наши коллеги из Китая также с своими народными инструментами», – рассказала министр культуры РФ Ольга Любимова.
Музыка – достойное окончание долго рабочего дня. Но до нее долгие переговоры, церемонии. Утром Путин прибыл на «Аурусе». К этому моменту снаружи и внутри дома народных собраний было уже все вычищено и отрепетировано. А у подножья лестницы ждал председатель Си.
Потом долго жали руки делегации. В переговорах участвует очень много министров и советников, потом заняли места для торжественной коды. После гостей поприветствовали русские и китайские дети.
Как это обычно бывает, переговоры лидеры начали еще по пути в зал. Слышно было: Владимир Путин и Си Цзиньпин обсуждали виды на урожай.
Си Цзиньпин потом назвал переговоры с Владимиром Путиным откровенным и дружескими. Были переговоры в узком, в расширенном составе, встреча с китайским премьером Госсовета. Для подписания итоговых документов принесли действительно большое количество папок
Когда лидеры зашли, оказалось, что зал едва всех вместил. Очень много участников. Но так и момент в отношениях особый.
«Особо отмечу рост российского экспорта продовольствия на китайский рынок более чем в полтора раза, до 7,6 миллиарда долларов. В целом же двусторонний товарооборот сельхозпродукции увеличился на 40% – до 9,7 миллиарда долларов. И есть все основания полагать, что этот сегмент торговли будет расширяться и далее», – отметил Путин.
Для этого подписания специально вынесли стол и подписанные буквами и цифрами стулья. Для экономии времени подписывали сразу парами. Десятки соглашений. В совместном заявлении сказано, что Россия и Китай будут отстаивать свои законные интересы, несмотря на попытки отношениям помешать. И уже отстаивают. Расчеты в национальных валютах помогают преодолеть санкции.
«Мы видим, что расчеты в валютах недружественных стран имеют большие риски и стопорятся. Поэтому это наш выход в этой ситуации – развивать расчеты в юанях и рублях», – отметил министр финансов РФ Антон Силуанов.
– И китайцы это тоже видят?
– Конечно, и это всячески будет и дальше развиваться и поддерживаться.
Но, кроме экономического роста, Россия и Китай помогают строить новый, многополярный мир.
«Считаем необходимым вместе делать построение надежной и адекватной архитектуры безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе, в котором нет места закрытым военным альянсам. Мы считаем, что это очень вредно и контрпродуктивно – создание таких альянсов. Мы договорились с председателем Си подробно обсудить весь комплекс внешнеполитической повестки дня на неформальной встрече сегодня вечером. Безусловно, я со своей стороны проинформирую председателя КНР о ситуации, которая складывается вокруг украинского кризиса», – заявил Путин.
Конфликт на Украине – тоже один из ключевых вопросов. У Китая есть свои предложения, как его уладить. Россия, заверил нас глава МИД Сергей Лавров, их внимательно изучает:
«Мы никогда не говорили китайским товарищам: «Давайте что-нибудь поправим в вашей инициативе». Мы предлагаем начать разговор на основе ключевой части китайской инициативы – разобраться в первопричине».
При этом китайские представители не исключили своей поездки на конференцию по Украине в Швейцарию – на странное мероприятие, где будут обсуждать конфликт без участия одной из сторон. О том, что из этого выйдет, в эксклюзивном интервью нам рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
– Как мы относимся к тому, что китайцы в этом участвуют, и могут ли они посредниками выступить в этом обсуждении?
– Вряд ли. Сама по себе эта конференция, с нашей точки зрения, вряд ли может расцениваться, как какая-то серьезная попытка нащупать пути к урегулированию. Что касается китайской стороны, сбалансированный подход китайцев любую конференцию может только облагородить, с нашей точки зрения, но это не добавит результативности именно этому мероприятию.
Украина стала одной из тем для обсуждения лидеров с глазу на глаз. Владимир Путин и Си Цзиньпин заранее предусмотрели такую возможность. Разговор проходил уже после окончания мероприятий в Доме народных собраний. Прогулка по парку без галстуков, чаепитие. Все прошло в теплой, дружеской обстановке.
Сейчас Запад любыми путями стремится сохранить свое глобальное лидерство. Не получается в рамках специальной военной операции на Украине, они предприняли попытку растормошить, спровоцировать Китай. Если сейчас пойдет жесткий ответ со стороны Председателя КНР Си Цзиньпиня, встанет вопрос о присоединении Тайваня к Китаю, Запад естественно закрутит очередную информационную “гайку”, которую он любит применять в отношении неугодных стран.
Кроме того Китай Евразийскому экономическому проекту может дать именно замещение тех технологий, продуктов, которые ушли с российского, евразийского рынка по причине санкций. Также — цифровая экономика, потому что мы смотрим на китайское экономическое чудо. И военно-технологическая сфера, потому что как у России с Украиной, у Китая есть проблематика с Тайванем, и Россия поддерживает официально политику единого Китая.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин