На прошедшем в начале июня Петербургском международном экономическом форуме Депутат Государственной Думы Анатолий Александрович Вассерман рассказал в интервью корреспонденту СИ «World Russia», о цифровом рубле и что такое биткоин.
World Russia: Анатолий Александрович, еще такой вопрос. Будет ли крипторубль в России и какие еще страны вступят в БРИКС-плюс?
Анатолий Вассерман: Ну кто вступит в БРИКС-плюс я предсказывать не берусь. Знаю, что желающих несколько десятков, сам процесс притирки экономик стран друг к другу – это не на один год.
А что касается крипторубля, так он у нас есть уже давным-давно. Дело в том, что под термином «криптовалюта» объединены два принципиально разных вида взаиморасчетов. Один – это когда средства цифровой криптографии моделируется, грубо говоря, обращением наличных денег. Таких средств у нас много. Это, например, WebMoney, Яндекс.Деньги, еще какие-то, сейчас уже не помню, их довольно много.
И другое – это валюта с распределенной эмиссией, когда нет какого-то конкретного ответственного за эту валюту. Так вот, валюты с распределенной эмиссией, самая известная из них биткоин, это, по сути, биржевой актив. То есть они могут колебаться так же, как, скажем, колеблются курсы акций.
Вы, в принципе, можете заплатить кому-то акциями, а не деньгами, но при этом вы принимаете на себя риск, что вскоре после того, как вы акции отдадите, они резко подорожают, и вы поэтому понесете убыток. А тот, кому вы их даете, соответственно, рискует, что вскоре после того, как он их примет, они резко подешевеют, и он понесет убыток.
Так вот, валюты с распределенной эмиссией – это именно биржевые активы. За ними нет какого-то конкретного ответственного, который хотя бы в принципе мог бы их стабилизировать.
Ну, что значит нет ответственного? Вот когда у вас не захотят принимать доллары в уплату за что-нибудь, вы пойдете с этими долларами к их эмитенту, федеральной резервной системе, и предъявите ей, поскольку она за них отвечает. Она выдаст вам соответствующую долю тех активов, кто выдаст вам, под которые она эти доллары выпускает.
Ну, конкретно это обязательства Федеральной сокровищницы Соединенных Государств Америки. Вы с этими обязательствами пойдете в сокровищницу и потребуете, чтобы они вам выдали что-то из сокровищ. То, что у нас называют Министерством финансов, называют казначейством, у них называется именно Федеральная сокровищница. Понятно, что долларов сейчас выпущено на гораздо большую сумму, чем цена всех федеральных имуществ, но с паршивой овцы какой-то шерсти клок вы получите.
А к кому вы пойдете, когда у вас не захотят принимать биткоины? Так вот, крипторубль, в смысле цифро-наличного обращения, у нас есть давно. И сейчас Центральный банк, грубо говоря, внедрил очередную систему цифро-наличного обращения уже своими ресурсами. Но это в конечном счете моделирование тех же взаиморасчетов наличными рублями. И рубли в этой системе обеспечены теми же способами, что и наличными. И это хорошо.
Интервью взял корреспондент Руслан Тимербаев
Расшифровка: Джени Тимербаева