Великая Отечественная война в истории нашей страны занимает особое место. Ее изучение, вылившееся в магистральное направление в историографии, ведется десятилетиями, привлекая интеллектуальные ресурсы не только военной науки, но и исторической. Военно-стратегический опыт войны стал предметом изучения еще в ходе нее. Современные специалисты с опорой на вводимые в научный оборот архивные материалы продолжают исследование, отмечая развитие стратегического потенциала противоборствующих сторон в качестве одного из ключевых факторов победы в «войне моторов».
В ХХ веке произошло резкое увеличение вооружённых сил (армий и флотов) и расширился пространственный размах военных действий.
Понятие «генеральное сражение» утратило значение, широкое употребление получило понятие «операция» как совокупность боёв и сражений одной или нескольких армий, групп армий, отдельных армий и фронтов. В военном энциклопедическом словаре под редакцией Н. В. Огаркова дается следующие базовые определения: «Операция — форма ведения военных действий оперативными (оперативно-стратегическими) объединениями вооружённых сил, совокупных, согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту, времени ударов, манёвров, боёв и сражений разнородных войск, которые проводятся одновременно и последовательно в соответствии с единым планом и замыслом для решения задач на театре военных действий или театре войны стратегическом или операционном направлении (в определённой зоне) в установленный период времени».
1 «Битва — это совокупность боёв в рамках общей крупной операции или нескольких операций. Общая продолжительность битв может достигать нескольких месяцев, а географическая протяжённость — десятков и сотен километров».
2 Битвы отличаются от боёв и сражений своим масштабом и значением и нередко решающей ролью для исхода войны.
Современная историческая наука в последние годы обогатилась значительным числом документальных и исследовательских публикаций по истории Великой Отечественной войны и ее ключевых операций. Поэтапное обобщение накопленного теоретического и эмпирического материала необходимо для воссоздания достоверной истории Войны.
Во Второй мировой войне в разное время исследователями выделялись ключевыми операциями победы под Сталинградом, на Курской дуге и Белоруссии. Битва за Москву рассматривалась лишь в аспекте политическом и идеологическом. С другой стороны, в плане «Барбаросса» подписанным Гитлером 18 декабря 1940 года, на совещании 31 июля 1940 года, из дневника Франца Гальдера в котором была законспектирована речь Гитлера: «Надежда Англии — Россия и Америка. Если рухнут надежды на Россию, Америка также отпадёт от Англии, так как разгром России будет иметь следствием невероятное усиление Японии в Восточной Азии»55. На этом основание можно сделать вывод, что победа над СССР в 1941 году для Германии была не только фактором устранения потенциального противника и геополитического соседа.
По информации, полученной от группы Ровеля на рассвете 22 июня 1941 года, немецкие бомбардировщики брали курсы на стратегические советские аэродромы и склады.
Существует миф, что после начала войны вся авиация Красной армии была уничтожена, поэтому в первый год войны в воздухе господствовала немецкая авиация — это не так. Несомненно, советские военно- воздушные силы потеряли большое количество самолётов, но не были полностью уничтожены и по мере своих сил влияли на ход боевых действий на фронтах. Примечательный факт, командующий ВВС Белорусского особого военного округа генерал — майор Копец, облетел на самолёте аэродромы и по приземлению от увиденного застрелился. Может быть, генералом двигали и другие мотивы, несомненно, он был человеком чести, но страх после чисток в армии 1937 — 38 годов нависал над командирами высшего звена Красной армии.
«История повторяется» — известная цитата, которую приписывают древнегреческому историку Геродоту. В оригинале она звучит так: «История — это наставница жизни». Однако чаще всего её используют именно в контексте повторения событий.
Обычно эту фразу употребляют, когда хотят сказать, что события прошлого могут повториться в будущем. Например, специфика Великой отечественной войны очень похожа со спецификой Специальной военной операции. И там, и там присутствует фактор борьбы с нацизмом, как и желание коллективного Запада, только уже под новым предлогом пойти на Россию мощным крестовым походом. Раньше это были знамёна Нацистской Германии, а теперь НАТО во главе США стремится к данному мифическому господству.
В НАТО не слышат позицию российского руководства, не обращают внимание, что Россия предупреждает о том, чтобы они не переходили на красные линии. Альянс, наоборот, еще больше провоцирует ситуацию посредством учений на границах Союзного государства, близко к границам России.
Расширение альянса с 90-х годов угрожает безопасности России, а сегодня обсуждается включение в него Грузии и Украины. Это подтверждает стремление создать «анти-Россию», на которое Москва вынуждена отвечать.
История действительно повторяется!