На Сахалине культурная революция — впервые в истории здесь поставили профессиональный балет. Для постановки выбрали малоизвестную «Озаренность» на музыку Александры Пахмутовой.
Одноактный двадцатиминутный балет родился в Большом театре ровно полвека назад. Причина банальна — нужно было отметить золотой юбилей комсомола театра. Отсюда и незамысловатая тема — семья молодых инженеров едет на комсомольскую стройку в Сибирь. На сцене тогда блистали настоящие звезды — Нина Сорокина и Александр Годунов.
Начинался балет Пахмутовой не с оркестра, а… со стихов ее мужа Николая Добронравова. Театральные критики тогда были в ужасе, но зрителям ход понравился — слова-то звучали красивые: «И добывая зарю, молодые откроют себя». В этих же строчках ответ на вопрос, который волнует современных критиков — почему именно «Озаренность» режиссер Кирилл Ермоленко выбрал для начала начал сахалинской истории балета.
Ермоленко и сам из тех, кто отправился в путь «открывать новый край и слушать новые ритмы эпохи». Он солировал в «Кремлевском балете» в партиях пусть не самых больших, но запоминающихся — лесничий Ганс в «Жизели», Дон Базилио в «Фигаро», шут в «Ромео и Джульетте». Был главным балетмейстером Московского детского музыкального театра… А потом вдруг уехал на Сахалин, теперь учит классическому танцу воспитанников местного хореографического центра, преподает в театре танца «Диалог» при Сахалинской областной филармонии. В «Озаренности» у «балетного комсомольца» Ермоленко главная партия — он знает, о чем танцевать, вместе с ним на сцене — его ученики и специально приглашенные артисты Михайловского театра.
Пригласили и нейросеть — нынче без нее, кажется, совсем никуда. Но почему бы и нет, если сделано вкусно. «Озаренности» технологии не мешают, наоборот — помогают погружать в эпоху шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. Эпоху во всех отношениях стильную. Сам Ермоленко говорит, что в использовании AI-технологий они комсомольцы. И намерены ни много ни мало создать новый тренд в искусстве.
«Мы с командой создали первую подобную балетную постановку. Нас в этом поддержал крупнейший российский банк и уникальные специалисты. Причем все генеративные модели, которые мы используем — отечественные, — рассказал режиссер. — Искусство, как и технологии, всегда в авангарде жизни».
Но в итоге балет и нейросеть нашли общий язык и теперь готовы возвращать в культуру старые добрые смыслы — о любви, о дружбе, о родине.
Теперь сахалинский балет хотят увидеть и в других городах страны, и, по словам продюсеров проекта, первые выездные спектакли возрождённой «Озаренности» могут состояться уже в этом году.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин