В среду, 24 июля в Инновационном культурном центре в зале «Трансформер» в Калуге начинается кастинг на фильм «Василий Теркин». Неделей ранее в социальных сетях были размещены посты о том, что для участия в массовых сценах требуются мужчины на первый план. Съемки фильма будут проходить в Медыни на кинокомплексе «ВоенФильм-Медынь». За пару дней до начала съемок киностудию посетила корреспондент нашего издания Юлия Жемалева.
«Василий Теркин» из уст Александра Твардовского
Поэму «Василий Тёркин» Твардовский написал в 1941 – 1945 годах. Она стала одним из самых известных произведений о Великой Отечественной войне в русской литературе. В поэме автор раскрывает тему военных событий 1941 – 1942 годов: битву у Волги, переправу через Днепр, взятие Берлина. Связующим мотивом произведения становится мотив дороги, по которой солдаты идут к цели, к победе. О том, как родилось произведение «Василий Теркин» с увлечением рассказывал сам Александр Твардовский:
«…Попробую рассказать о том, как «образовался» «Теркин».
«Василий Теркин», повторяю, известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но «Вася Теркин» был известен еще с 1939-1940 года — с периода финской кампании. В то время в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» работала группа писателей и поэтов: Н. Тихонов, В. Саянов, А. Щербаков, С. Вашенцев, Ц. Солодарь и пишущий эти строки.
Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки. Затея эта не была новшеством в армейской печати.
…И вот мы, литераторы, работавшие в редакции «На страже Родины», решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная. Стали придумывать имя. Шли от той же традиции, «уголков юмора» красноармейских газет, где тогда были в ходу свои Пулькины, Мушкины и даже Протиркины (от технического слова «протирка» — предмет, употребляющийся при смазке оружия). Имя должно было быть значимым, с озорным, сатирическим оттенком. Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так родилось это имя.
…В качестве спецкорреспондента, а еще точнее сказать — в качестве именно «писателя» (была такая штатная должность в системе военной печати) я прибыл на Юго-Западный фронт, в редакцию газеты «Красная Армия», и стал делать то, что делали тогда все писатели на фронте.
Я писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки — все.
И когда в редакции возникла идея завести постоянный фельетон с картинками, я предложил «Теркина», но не своего, оставленного дома в тетрадках, а того, который со дней финской кампании был довольно известен в армии.
…Жанровое обозначение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т. п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца». Имело значение в этом выборе то особое, знакомое мне с детских лет звучание слова «книга» в устах простого народа, которое как бы предполагает существование книги в единственном экземпляре. Если говорилось, бывало, среди крестьян, что, мол, есть такая-то книга, а в ней то-то и то-то написано, то здесь никак не имелось в виду, что может быть другая точно такая же книга. Так или иначе, но слово «книга» в этом народном смысле звучит по-особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный.
…С того времени как в печати появились главы первой части «Теркина», он стал моей основной и главной работой на фронте».
Натурная площадка очень колоритна: здесь находится уникальная коллекция ретро техники
Накануне съемок в Медыни мы попали под сильный дождь, но даже он не помешал осмотреть это, безусловно, интересное место. Основная натурная площадка Студии «ВоенФильм» — кинокомплекс «ВоенФильм-Медынь» — находится под Медынью в Калужской области, где на территории более 160 Га выстроены масштабные декорации деревни, линии Советских и немецких окопов, блиндажи и землянки, вырыта и заполнена водой река, расположены ангары с военной техникой, есть возможность для размещения и возведения декораций и организации пиротехнических решений любой сложности. Кинокомплекс “ВоенФильм-Медынь” располагает уникальной коллекцией военной техники разных лет (от мортир до самолетов), холодного и огнестрельного оружия, военной формы и реквизита, инфраструктурой для размещения съемочной группы – и может стать технической базой для создания, как военного, так и гражданского кинопроекта любого масштаба. На кинокомплексе Военфильм-Медынь проходили съемки сериала «Позывной «Журавли», художественных фильмов «Подольские курсанты», «Калашников», «Первый Оскар», «Крылья над Берлином», «Мамкина звездочка», «Топор», «Перевод с немецкого 2: Операция «Престол»», Ток-шоу «Пережить, чтобы помнить», фильмов-реконструкций для уникальной мультимедийной экспозиции «Подвиг народа» в Музее Победы, мини-фильмов «Московское ополчение», а также регулярно проходят съемки телепрограмм, музыкальных клипов и социальных роликов.
Александр Мамкин так и не удостоился звания Героя Советского Союза
Осмотр аэродрома у нас начался вместе с рассказом экскурсовода про фильм «Мамкина звездочка», в основу которого легла реальная трагическая история. Советский летчик и участник операции «Звездочка» Александр Мамкин так и не удостоился звания Героя, хотя его подвиг стал бессмертной главой в летописи Великой Отечественной войны. По сей день никто не в силах объяснить, как Мамкин, заживо горевший в кабине, смог выдержать верный курс на восток и справиться с посадкой подбитого самолета, но мужчина за штурвалом был единственной ниточкой, на которой висели жизни десяти мальчишек и девчонок. И он это понимал. События, о которых шла речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда нацисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам срочно нужна была донорская кровь. Ничего лучше не придумав, её решили брать у детей, которые попали в детдом после того, как немцы расстреляли их родителей за участие в сопротивлении. Была разработана операция «Звёздочка» — детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте за линию фронта. К моменту событий, о которых идёт речь, Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами – не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл. Тот рейс был для него в этой операции не первым, а девятым. В качестве аэродрома использовались озера Вечелье и Ковалевщина. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее. Мамкин справился с задачей, он перевез всех детей в тыл ценой своей жизни, потому что в последнем рейсе самолет Мамкина был подбит, машина горела, Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. На летном поле были представлены различные модели самолетов, использовавшиеся во времена Великой Отечественной войны. Все эти самолеты в разные времена становились актерами, например, тот же ТБ-3 использовался в фильме «Крылья над Берлином».
Готовность номер 1
Далее мы проследовали в деревню, которая была воссоздана по фотографиям 1941 года. В деревне царило безмолвие, так как съемки еще не начались, но было что-то зловещее в этой опустевшей деревне с ее колодцем в виде журавля, брошенной телегой возле которой расположился подбитый немецкий танк. Ощущение было такое, что в этой деревне явно кого-то поджидают. Большое впечатление произвело старое здание школы с потрескавшимися от старости школьными партами. Помимо парт в старом здании школы можно было увидеть койки, здесь явно проходили съемки сцен, связанные с госпиталем. Река импровизированной деревни — тоже узнаваемый объект, в фильме «Подольские курсанты» можно было видеть именно эту реку. Интересен был рассказ о том, как специально для съемок художественного фильма строили дом и печь. После того, как работа над печью была окончена, в ней попросили испечь хлеб, который получился очень даже вкусным. Только вот судьба дома и печи были незавидными. За 20 секунд немецкий средний танк Т-4 одним выстрелом разнес дом, на строительство которого ушло практически 1,5 месяца. Искусство требует жертв.
В лесу кинокомплекса слышались одиночные выстрелы, это тренировались актеры будущего фильма. А предстояло еще осмотреть большое количество павильонов с образцами военной техники советского и иностранного производства. Бронемашины, грузовики советского, американского и немецкого производства, танки, лодки, мотоциклы, легковые автомобили, которые в свое время принадлежали как сотрудникам посольств, так и военным преступникам. Интересна история танка Т-43, который нашли в безымянном болоте, сварили разрушенную наполовину башню, завели, починили, и танк снова был в строю. Можно сказать, что к съемкам фильма кинокомплекс «ВоенФильм-Медынь» он выглядел полностью готовым и, так сказать, во всеоружии. А что для самого Василия Теркина было самым главным в жизни? Кто бы смог задать и ответить на самый главный вопрос? А вот что по этому поводу сказано в самой поэме.
«Да, друзья, любовь жены,
— Кто не знал – проверьте,
— На войне сильней войны
И, быть может, смерти.»
Василий Теркин
Сам герой дает понять о важности поддержки любимых для солдата в главе «О любви». Понимание того, что дома ждут, придавало сил солдатам и двигало их на настоящие подвиги. Не зря Твардовский рассказывает о судьбе русских женщин в период Великой Отечественной Войны, о том, что каждая хоть однажды провожала кого-то на фронт.
Подготовила специальный корреспондент World Russia Юлия Жемалева