Все, что происходит в мире шоу-бизнеса, обычно делается не просто так: всегда есть заказчик, исполнитель и потребитель услуг наших певцов и актеров. И далеко не всегда все представлено так, как хотелось бы творцу. А со стороны и подавно все может оказаться замешанным с трудно воспринимаемым странным посылом. Вот в один такой момент мне и пришлось ощутить всю «бессмысленность и беспощадность» отечественного шоу-бизнеса.
20 июля у певца Shaman вышел клип «Душа нараспашку», который невозможно было не заметить. В результате возникли определенные нарекания и вопросы к тем, кто создавал этот клип. В 1988 году Роберт Земекис снял анимированный фильм «Кто подставил кролика Роджера» со скрытым посылом о тайнах и интригах Голливуда. Так и в данном случае хочется спросить, а «Кто подставил певца Shaman?»
Идея
Само название клипа «Душа нараспашку» отсылает нас к пониманию русского кода, к загадочной русской душе. Визуализация в клипе слишком гипертрофирована идеологическим представлением о менталитете русского народа, а иностранцы видят нас и нашу культуру «через увеличительное стекло». Тут и дружба с африканцем, и широкий безвозмездный прием (что называется, «от души»). Идея «прокачать» русскую деревню, «по жизни шатаясь», звучит несколько странно, словно намекая, что с алкоголем русские люди «на ты». Хотя, на самом деле, этот миф давно был опровергнут, и самые пьющие по статистике обычно оказываются европейские государства (сейчас инфографика.ру ставит на первые места Республику Молдову, Литву, Чехию, Германию, Нигерию). А Россия, по данным исследований, занимает 18-е место, продолжая тенденцию к снижению употребления алкоголя населением.
Но вернемся к визуальной составляющей клипа. Колорит и быт деревни показаны несколько однобоко, да еще и с теми же штампами устоявшихся иностранных клише, что уже совершенно не вяжется с реальной действительностью… Явно ощущаются времена 70-80х гг, и машина Газ М-20 «Победа» в начале клипа выглядит нарочито и неестественно.
Но даже если сосредоточиться на былых временах и рассмотреть деревенскую жизнь через призму советских фильмов, то тоже обнаружится несоответствие образа массовки и героев второго плана, а героиня клипа рушит не только советский, но и русский женский типаж (и опять проглядываются голливудские клише в нарочитом желании прибавить вульгарности). Не похоже это на образ русской женщины, не вышло, как не вышло и с идеей русской души… Режиссёрская идея далеко «убежала» от настоящей исторической жизни и словно заключила в себя все собранные иностранные штампы, скомкав основную идею (будто клип снимал иностранец с минимальным опытом жизни в России, черпая знания о нашей стране из Википедии).
Моменты
Говоря о «русской душе», мы помним: «щедрость», «благородство», «гостеприимство», «человеколюбие». И движение певца с рубашкой в припеве клипа (обыгрывая название песни «Душа нараспашку») действительно выглядит так, будто русский человек, мужчина, готов без остатка делиться всем и со всеми. Но не стоит забывать, что наша открытость и доброта имеет границы. Если внимательно изучать историю России, то можно увидеть границы щедрости и доброты русского народа.
Но если идея клипа с раскрытием темы русской души, дружбы народов, щедрости нашей страны все же является изначально благим намерением, пусть и неидеально выраженным, то заезженные киношные приемы уже оправдать сложно. Так, гармонь (один из знаменитых символов России в клипе!) в клипе не обыгрывается вообще. Назойливое подмигивание главного героя в кадре уже начинает походить на нервный тик. Как будто режиссер и сценарист не знают, как ещё можно показать изменения в жизни и зацикливаются на подмигивании, показывая «до и после». Так и хочется процитировать Станиславского: «Не верю!». Надписи на машине героя — тоже несвойственные советскому прошлому, что выглядит несколько вызывающее. В те времена такой «выпендреж» все же был бы не в почёте.
Действительно удачно сделана сама надпись «Победа», тут автор клипа уважил и Газ «М-20», и показал патриотический настрой фильма.
А вот сцена с поцелуем на фоне брендированых бумажных пакетов с надписью «Я русский», из которых главный герой достаёт не свежеиспечённый каравай, что более соответствовало бы деревенской теме, а багеты, словно отсылает нас в супермаркет. Где видано, чтобы в селе хлеб был в багетах? Да еще и в бумажных пакетах, словно из французской пекарни.
Удачно вышла сцена с героями массовки, которые играют в домино, хоть и местами наигранно (в эти моменты в кадре будто ожидаются герои из сериала «Сваты»).
Из плюсов
Как ни странно, положительным качеством клипа могло бы стать еще то, что благодаря этой гипертрофированной идее его можно рассматривать как туристическую рекламу (где как раз все эти преувеличения сыграют только на руку). Да, все наборы клише, разве что не хватает балалаек, матрешки и медведей. Но реклама на то и реклама. А ведь наша реальность отличается от картинки. И иностранец после такого «тура» из глубинки уедет несколько с другим впечатлением. И будет рассказывать всем, как в России живется. Или не уедет, решив остаться, такие примеры есть, ведь Россия — сложная и многогранная, не укладывающаяся в клише. Она может открыться каждому, кто сумел ее правильно понять. А отдельную похвалу заслуживают наши женщины — самые красивые!
Итог
Вышедший клип, безусловно, можно расценивать как некую рекламу нашей страны, с ее уникальным колоритом, размахом и неизведанной, загадочной русской душой.
Но обидно, что из-за продюсерских недоработок (уж, не знаем, по финансовой или какой другой причине) Shaman «вляпался» и получил изрядную долю критики и хэйта. Все недочеты заставляют задуматься о намеренной «диверсии» против певца. Как и в случае с тем самым кроликом Роджером, которого подставили те, кому это выгодно. И не хотелось бы, чтобы этот не очень удачный опыт пошатнул репутацию певца и его значимые хиты «Я Русский», «Встанем» (которые сейчас имеют очень верный идеологический посыл, направленный на наше общество). Так зачем же подставили певца? Вопрос наверняка останется без ответа.
Главный редактор Захаров Дмитрий