В июне 2024 года исполнилось 220 лет со Дня рождения Михаила Ивановича Глинке, великого русского композитора, основоположника русской национальной оперы, автора всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Усадьба композитора уже много лет является центром притяжения многих творческих людей. Изящный усадебный дом с колоннами и портиком и двумя флигелями, выкрашенный в бело-голубой цвет, является словно живым свидетельством ушедшей эпохи. Он привлекает режиссеров, художников и певцов со всего мира. В своих воспоминаниях Глинка всегда обращался к образам из своего детства, считая усадьбу Новоспасское своим настоящим, исконно русским домом. Сама усадьба расположена в 21 км от города Ельня Смоленской области. Родовое имение Глинок было основано в 1770 году отставным майором Н.А. Глинкой – дедом великого русского композитора. Свое название она получила по названию церкви – Спасо-Преображенской.
Была окружена французскими солдатами, но не сдалась
У церкви имеется своя непростая история, ведь храма в Новоспасском раньше не было, и прихожанам приходилось ездить очень далеко. По инициативе семьи композитора строительство все же началось, церковь возвели достаточно быстро. Она стала настоящим центром притяжения, а в годы войны с Наполеоном сыграла свою драматическую роль: когда усадьбу Глинок заняли французы и начали ее грабить, церковь так просто взять не удалось, так как в ней забаррикадировались священник и слуги из усадьбы, которые не позволили французам попасть внутрь. В период расцвета творчества композитора, когда музыка занимала все его мысли, война с Наполеоном нашла отражение в его произведениях. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», позднее она была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда война началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий. После победы над Наполеоном Новоспасское восстановили, здесь был создан архитектурно-ландшафтный ансамбль с парком, жилыми помещениями, родовой церковью, флигелями, оранжереей и хозяйственными постройками, в том числе, пекарней и мельницей.
Почему опера «Руслан и Людмила» не понравилась царю?
В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет. Глинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда царская семья ушла из театра во время исполнения премьеры оперы «Руслан и Людмилы». У композитора наметился кризис в жизни, и он уехал из России. Жил в Испании и во Франции. Начинает работу над симфонией «Тарас Бульба», но так и не оканчивает произведение. Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин, получил воспаление легких и умер, но сестра Глинки настояла на перезахоронении брата в России.
В 1878 году усадьба Новоспасское была продана коломенскому купцу Ф.Т. Рыбакову, который разобрал главный дом с флигелями и отправил его в Коломну, где вскоре случился пожар, и усадебный дом сгорел дотла. В 1980-х годах были воссозданы на прежних фундаментах и с прежней планировкой: деревянный главный дом с флигелями в формах классицизма, деревянные жилые и хозяйственные постройки, а уже в 1982 году здесь был открыт первый и единственный в мире музей великого русского композитора – М.И. Глинки. В настоящее время усадьба Глинки включает главный дом, два флигеля, пекарню и другие хозяйственные постройки. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о его жизни и творческой деятельности. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора. И детей, и взрослых приводит в восторг комната певчих птиц на втором этаже усадебного дома.
Церковь в Новоспасском по-прежнему защищает от врагов
От некогда пышного парка в Новоспасском сохранилось около трехсот вековых деревьев, среди которых — девять дубов, посаженных самим М. И. Глинкой. Сохранился и огромный дуб, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы». Безусловно, особое очарование парку придает система прудов, через которые перекинуты изящные мостики. В 2004 году напротив усадебного дома был установлен бронзовый бюст М.И. Глинки. Ежегодно в конце мая — начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском. В эти дни в усадьбе особенно многолюдно. В 2013 году в усадьбе Новоспасское был снят известный фильм Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе И.Тургенева «Месяц в деревне». Одну из ролей в фильме сыграл знаменитый английский актер Ральф Файнс.
Во время посещения усадьбы Глинки нас застал сильный дождь, но после того, как он завершился, открылась вся прелесть этого места. Вокруг церкви в Новоспасском можно увидеть изображения святых и высказывания, которые говорят нам о славной истории этого места. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» — крылатое выражение, возникшее после художественного исторического фильма «Александр Невский» С.М. Эйзенштейна, которое часто ошибочно приписывают Александру Невскому. Кстати, эта аллегория использовалась в качестве антифашистской пропаганды. В финале исполнитель заглавной роли Н. Черкасов произносит слова, обращённые к пленным немецким рыцарям-крестоносцам: «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет!» (на чём и основывается ставшее крылатым выражение). В конце фильма эта фраза была повторена в виде титров.
Считается, что фраза является созвучной цитате из Евангелия от Матфея: «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Эти слова произносит Иисус Христос, когда его приходят схватить и обречь на казнь, а один из учеников хватается за оружие и пытается защитить учителя от толпы. Ещё одним источником фразы могли послужить слова из Апокалипсиса Иоанна Богослова: «Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых». Кстати, подобное выражение было известно еще в доевангельские времена.
Юлия Жемалева, специальный корреспондент World Russia