В четверг, 1 августа, между Россией, Белоруссией и странами Запада произошел масштабный обмен заключенными. Он стал самым массовым со времен холодной войны. В списках фигурировало 24 человека, восемь из них — россияне, которые прилетели домой и были встречены лично президентом РФ Владимиром Путиным. Он уже пообещал представить их к наградам. Еще 16 обменянных — граждане России или стран Запада, а также лица с двойным гражданством, которые отправились из России и Белоруссии в другие государства.
Масштабный обмен заключенными 1 августа
1 августа между Россией, Белоруссией, Германией, США, Словенией и рядом других стран состоялся масштабный обмен заключенными. В списке числилось 24 имени — восемь человек вернулись в Россию, и 16 Москва передала Западу.
Посредником в процедуре обмена заключенными выступила Турция, пленных обменяли в Анкаре.
Россияне, находившиеся в тюрьмах на Западе, прилетели в аэропорт Внуково-2 (Москва), где их 1 августа у трапа встретил Владимир Путин. Каждого из них президент приветствовал крепким рукопожатием или объятиями. Позднее в официальной речи лидер государства поблагодарил каждого из вернувшихся за верность стране.
«Прежде всего хочу вас всех поздравить с возвращением на Родину. Сейчас хочу обратиться к тем из вас, кто имеет прямое отношение к военной службе. Хочу поблагодарить вас за верность присяге, своему долгу и родине, которая ни минуты о вас не забывала. И вот вы дома. Все вы будете представлены к государственным наградам. Мы с вами еще увидимся, поговорим о вашем будущем. А сейчас просто хочу поздравить с возвращением домой», — сказал Владимир Путин.
Кто вернулся в Россию в рамках обмена заключенными?
Владимир Красиков. Полковник в отставке отбывал в ФРГ пожизненный срок за убийство грузинского чеченца Зелимхана Хангошвили. По данным немецкого расследования, по подставным документам Красиков в 2019 году прибыл в Германию, где тремя выстрелами в спину убил пособника террористов Хангошвили, направлявшегося через парк в мечеть.
Несмотря на то что Красиков избавился от улик, его всё же видели свидетели. На следующий день после содеянного, 24 августа 2019 года, он был арестован по подозрению в причастности к преступлению. В декабре 2021 года суд ФРГ вынес ему обвинительный приговор за выполнение «государственного приказа на убийство на немецкой земле». Через несколько дней после убийства президент России Владимир Путин заявил, что Ханговшили был террористом и одним из организаторов взрывов в московском метро.
Артем Дульцев и Анна Дульцева. Супруги отбывали наказание в Словении по делу о шпионаже. Артем и Анна въехали в страну в 2017 году по аргентинским паспортам на другие имена (Людвиг Гиш и Мария Майер-Муньос). Там они создали IT-компанию. Пара жила тихо и незаметно до начала СВО в феврале 2022 года. После этого сообщалось, что разведка одной из европейских стран посоветовала спецслужбам Словении проверить мужа и жену, так вскрылись настоящие имена супругов.
При обыске, по данным иностранных СМИ, были якобы обнаружены защищенные каналы для связи с Москвой, а также большая сумма наличных денег. Арестованы Дульцевы были в конце 2022 года за шпионаж, а их дети переданы в приемную семью. Следственные органы Словении посчитали их сотрудниками Службы внешней разведки РФ. 31 июля 2024 года Артем и Анна были приговорены к заключению на срок в один год и семь месяцев (как раз столько они уже провели под стражей).
Сообщается, что дети семейной пары узнали, что они русские, только в самолете по пути в Россию. Во время встречи в аэропорту президент Владимир Путин поприветствовал дочку Дульцевых по-испански, сказав ей «Buenas Noches» («Добрый вечер»).
Павел Рубцов. Испанский журналист российского происхождения отбывал наказание в Польше по обвинению в работе на Главное разведывательное управление (ГРУ) РФ. Сообщалось, что Павел в феврале 2022 года начал делать репортажи в Польше о беженцах на границе с Украиной. Арестован был в ночь с 27 на 28 февраля польским Агентством внутренней безопасности. Спецслужба посчитала подозрительным факт, что у Рубцова было два паспорта — на имя Павла Рубцова и Пабло Гонсалеса. В качестве доказательства также использовали регулярные переводы журналисту из России на сумму €350, которые на самом деле переводил Рубцову отец.
По данным организации «Репортеры без границ» (сайт организации заблокирован в России решением РКН), журналиста содержали в жестких условиях. Рубцова несколько раз в день заставляли раздеваться догола и тщательно обыскивали. Официальное обвинение журналисту не предъявляли, однако по польским законам Рубцову грозило до 10 лет тюрьмы.
Также в Россию вернулись Роман Селезнев, Михаил Микушин, Владислав Клюшин, Вадим Конощенок и двое несовершеннолетних детей семьи Дульцевых.
Обратная сторона Американской демократии и якобы «соблюдения прав человека» заключается в следующем. Роману Селезневу 10 лет не давали возможности следить за своим здоровьем, в США он содержался как политический узник, cообщил его отец, депутат Госдумы Валерий Селезнев.
«Десять лет ему не давали возможности следить за своим здоровьем, несмотря на то, что сотрудники нашего посольства неоднократно обращались к тюремным властям, писали президенту, в различные другие инстанции, в правозащитные организации, но все бесполезно было, потому что он там содержался действительно как политический узник», — сказал Селезнев в эфире телеканала «Россия 24».
Кроме того Губернатор Флориды Рон Десантис — дерзкий соперник Дональда Трампа по Республиканской партии — только собрался объявить о выдвижении своей кандидатуры на пост президента и тут же оказался в центре скандала вокруг деталей своей карьеры. Работая в 2006 году в печально известной тюрьме Гуантанамо в должности военного юриста, Десантис, в частности, принимал решения о насильственном кормлении заключенных, которые регулярно объявляли голодовку, требуя улучшения условий содержания. Тогда их привязывали к креслу и засовывали в нос трубку, через которую закачивали в желудок протеиновые смеси. Скандал вновь привлек внимание общественности к печально известной тюрьме, которую обещал закрыть еще президент США Барак Обама. О том, почему в Гуантанамо до сих пор без официальных обвинений томятся десятки узников, какие испытания им приходится пройти и как простые американцы относятся к существованию тюрьмы, где пытают заключенных, — в материале «Ленты.ру».
Из военной тюрьмы Гуантанамо на Кубе не так давно освободили инженера из Саудовской Аравии Гассана аль-Шарби, который содержался в ней почти со дня основания.
За 21 год ему так и не были предъявлены официальные обвинения. Ничего вам не напоминает? Дело Виктора Бутина и Марии Бутиной так же базировалось на бездоказательных обвинениях.
Как заявили в Министерстве обороны США, 48-летний аль-Шарби был возвращен в Саудовскую Аравию после того, как было принято решение, что его содержание под стражей «больше не является необходимым для защиты национальной безопасности от серьезной угрозы». Совет периодической проверки Пентагона постановил, что аль-Шарби не занимал руководящей или посреднической должности в террористической организации «Аль-Каида» и подчинялся требованиям в тюрьме. Чтобы прийти к таким выводам, военным понадобилось более двух десятков лет держать саудовца в изоляции и подвергать пыткам.
В рамках обмена в Штаты вернулись трое граждан США Эван Гершкович, Пол Уилан и Алсу Курмашевы, а также обладатель вида на жительство США Владимир Кара-Мурза*. Президент России Владимир Путин подписал указы о помиловании обменянных из России граждан, среди которых, в частности, был Уилан и Гершкович. Как сообщалось на сайте Кремля, решение о подписании указов было принято с целью возвращения граждан РФ, задержанных и находившихся в заключении на территории иностранных государств.
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента
Зам гл. редактора Юрий Самонкин