Часть этого документального фильма снята через плечо смерти — бесконечное горе тех, кто пытается найти своих без вести пропавших родных, бесконечные черные мешки с телами мирных жителей Донбасса и тех, кто за него погиб, бесконечные заминированные леса и поля, по которым в поисках безымянных могил продвигаются волонтеры и с ними документалист Алена Полунина.
Но свое плечо для кинокамеры режиссера подставляет и жизнь. Те же волонтеры, что бросили свои карьеры следователей, политиков, бизнесменов, чтобы заниматься, быть может, самой тяжелой работой на свете — это лучшее доказательство того, что мы все-таки пока живы. Мирные сельчане, не покинувшие разбитые дома и пережившие смерть. Они первые навигаторы для добровольцев — вон за тем домом нацисты захоронили наших соседей, вон в том лесу в могиле три ополченца… Открытие мемориала «Незаживающая рана Донбасса» под Луганском, которого бы не было без подвига волонтеров, — тоже для живых.
Фильм Полуниной так и называется — «Среди мертвых, среди живых». И кто здесь главный герой, те, кого находят в безымянных могилах и придают родной земле со всеми почестями, или те, кто ищет, идентифицирует и хоронит — вопрос, на который зритель должен ответить сам.
Фильм снят в жанре «реалдок», нет здесь никаких интервью, никакого закадрового текста, документалист только фиксирует и не пытается вмешаться в процесс. В американских киношколах этот метод съемки называется «муха на стене», и как показывает история кино — лучшие фильмы о войне сняты именно таким методом.
«Это самый трудоемкий, но самый породистый способ делания доккино«, — говорит режиссер.
В итоге кино — не для слабых. Возможно даже не для современников, которые вряд ли пока готовы заглядывать в разрытые могилы без убаюкивающих комментариев. А для кого?
И вот парадокс — чем дальше отстраняется режиссер, тем глубже получается кино. В одном из эпизодов волонтеры, составляя очередные списки погибших, мечтают о будущем — домик, дети, камин, собака… Пару минут разговора, которые обнуляют не унимающиеся дискуссии о гуманизме.
Для выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссеров, финалистки и победительницы многих международных кинофестивалей Алены Полуниной это уже третий реалдок о конфликте с Украиной.
Первый, «Варя» — о либерально настроенной россиянке, которая весной 2014 года поехала «за правдой» на Украину, где нашла десятки причин оправдать неонацизм. Фильм о том, как заразительны идеи превосходства одних над другими и как легко либералы попадают под влияние неонацизма. Спустя несколько лет Полунина сняла «Свою республику» о донбасском батальоне «Восток». Снова честно, снова камерой по живому. И снова — реальность оказалась мощнее любой пропаганды. Фильм добрался до Европы, и проукраинские активисты сорвать показ оказались не в силах.
«Среди мертвых, среди живых» уже начал свой путь по киноэкранам. Недавно его показали на престижном «Докере» и на пермской «Флаэртиане».
Зам гл. редактора Юрий Самонкин