В рамках конференции «Не убит подо Ржевом» в Музее Победы состоялась премьера документальной драмы «Не убит подо Ржевом», созданной при поддержке Музея Победы, Президентского фонда культурных инициатив и карты «Мир». Фильм практически полностью построен на кадрах кинохроники периода оккупации Ржева, но важнейшим зерном и центральной частью фильма являются воспоминаниях главной героини, которая была ребёнком в период Великой Отечественной войны. Екатерина Михайловна Торопченова сидела в зале и была приглашена в дальнейшем на сцену, где выступила с трогательными словами в адрес будущего поколения. Кинокомпания «Стармедиа Дистрибьюшен» снимала фильм «Не убит подо Ржевом» на территории кинокомплекса «Военфильм-Медынь». Зрителю рассказали историю семьи главного героя, который погиб от голода в 1942 году, а также о самих сражениях под Ржевом. Бои под Ржевом оказались одними из самых кровопролитных в ходе Великой Отечественной войны. В военной истории битва получила название «Ржевская мясорубка».
Перед премьерой фильма мы встретились с Драбкиным Артемом Владимировичем, директором Фонда исторической памяти, членом ученого совета Музея Победы.
— Артем Владимирович, спасибо за интересное мероприятие. Так много людей мы сегодня видим в зале. Это говорит о том, что участников конференции интересует Ржевская битва.
— Да, мы уже три года занимаемся этой темой. И, собственно говоря, основная цель — это разобрать, что происходило под Ржевом и на Ржевском выступе. И как это вообще было с 1941 по 1943 год. У нас вышло уже две книги, а сейчас выходит еще одна. Четвертый том мы представим в следующем году, осенью. Вот такая будет четырехтомная работа, которая полностью закроет вопрос о том, какие были потери в Ржевской битве, что там происходило и т.д. Этот проект поддерживается президентским фондом культурных инициатив, и в рамках этого проекта мы, соответственно, презентуем наши результаты. В том числе в виде лекций, фильмов, книг и соответствующих мероприятий.
— За весь период Великой Отечественной войны было несколько ключевых сражений. Почему вы изначально выбрали именно Ржев?
— Все очень просто. Было много спекуляций на тему того, что такое Ржев, Ржевская битва. Мы просто решили, что надо разобрать это, расставить все по своим местам. То есть это одна из задач — изменение нарратива, что это не бессмысленные бойня и мясорубка. Там не было каких-то гигантских специальных потерь, ничего этого не было. Было очень важное сражение, с важными целями, и понятно, почему все получилось не так, как планировалось. Вот ответы на эти вопросы мы искали, и мы их нашли. Я думаю, что просто для общества важно знать, что действительно происходило. Без субъективных оценок, так сказать.
— Вы давно изучаете эту тему. Если говорить о потерях, которые понесла наша сторона и противник, Вы можете какую-то сейчас цифру назвать?
— Да, я могу окончательную цифру сказать. В сражении за Ржев-Ржевский выступ с октября 41 года по апрель 43 года наши войска потеряли общими потерями миллион семьсот шестьдесят семь тысяч человек, немецкие потери составили 432 тысячи человек. Безвозвратные потери наши, я сейчас боюсь точно сказать, но это примерно 570 тысяч, немецкие потери в районе 113 тысячи. Безвозвратные — это имеется в виду погибшие, пропавшие без вести. Это окончательные цифры, и других не будет. Они могут меняться в пределах нескольких долей процента, потому что, понятно, не все документы есть. Но принципиально она меняться не будет уже. Это все, финальная цифра.
— Скажите, пожалуйста, а как Вы подбирали коллектив? Ну, самые первые шаги на начальном этапе работы ведь сложно всегда делать.
— Команда была сформирована еще на предыдущем проекте, который мы делали. Проект этот был по заказу госкомпании «Автодор» по второй ударной армии, и, собственно говоря, на том этапе и собралась команда. И я предложил делать еще что-нибудь, потому что, ну, уникальный абсолютно коллектив. Тут даже вопросов нет. Все, я бы сказал так, крупнейшие специалисты. И люди заряженные, хотят работать.
— Вы тесно работаете с информацией в архивах, что-то интересное находите?
— Конечно-конечно, обязательно! Мы ездили в Ржевский архив. Там были необработанные воспоминания людей, участников войны, которые присылались туда еще в 80-е годы. Мы обработали это и использовали в работе. Еще одна особенность нашей работы в том, что мы обязательно используем архивы, наши и немецкие вместе.
Подготовила Юлия Жемалева