В Музее Победы завершилась научная конференция «Не убит подо Ржевом. Новый взгляд на события прошлого», посвященная сражению за Ржев и Ржевский выступ. Для участников это событие стало уникальной возможностью глубже познакомиться с новыми историческими исследованиями одного из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны. В рамках мероприятия выступили ведущие историки и исследователи, они представили новые материалы и документы, подробно освещающие боевые действия на Ржевском выступе с октября 1941 по апрель 1943 года. В центре внимания — ранее неизвестные детали операции советских войск и вермахта, особенности ведения боев в сложных природных условиях, а также стратегическое значение региона. Доклады выступавших раскрывали в том числе роль и судьбы командиров Красной Армии в операциях по уничтожению группы армий «Центр». Потери с обеих сторон были огромными. Предполагается, что немецкие потери были намного меньше потерь советских войск, но в то же время довольно значительны, поскольку это не позволило группе армий «Центр» принять участие в летнем наступлении вермахта 1942 года.
Советский педагог и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Курска Петр Алексеевич Михнин озвучил тяжёлые воспоминания:
«Мы наступали на Ржев по трупным полям. В ходе ржевских боёв появилось много «долин смерти» и «рощ смерти». Не побывавшему там трудно вообразить, что такое смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из тысяч человеческих тел, покрытых червями. Лето, жара, безветрие, а впереди — вот такая «долина смерти». Она хорошо просматривается и простреливается немцами. Ни миновать, ни обойти её нет никакой возможности: по ней проложен телефонный кабель — он перебит, и его во что бы то ни стало надо быстро соединить. Ползёшь по трупам, а они навалены в три слоя, распухли, кишат червями и испускают тошнотворный сладковатый запах разложения. Этот смрад неподвижно висит над «долиной». Разрыв снаряда загоняет тебя под трупы, осыпает червями, почва содрогается, в лицо бьёт фонтан тлетворной вони. Но вот пролетели осколки, ты вскакиваешь, отряхиваешься. И снова — вперёд».
Драбкин Артем Владимирович, глава Фонда исторической памяти, член ученого совета Музея Победы:
— Конечно, при подготовке информации для своих изданий про события на Ржевском выступе мы тесно работали с архивной информацией. Как с нашими архивами, так и с немецкими. Обращались и в Ржевский архив, нашли в том числе уникальные необработанные воспоминания людей, участников Ржевской битвы. Участники присылали свои воспоминания в 80-е годы, и все лежало в архиве в необработанном виде. Мы это обработали и использовали в нашей работе.
Сидоров Владимир Вячеславович, соавтор книг, исследователь служебно-профессиональной деятельности советских командиров, участников Великой Отечественной войны:
— Финальный вывод я старался делать только по документам. Бывает, что они противоречат друг другу, поэтому я пытался сравнивать несколько источников. Документы — это всегда приоритет, потому что воспоминания могут иметь субъективный характер. Мы сейчас продолжаем свою работу над вторым томом книги. Это — «Боевые действия Западного фронта».
В рамках конференции в Музее Победы состоялась премьера документальной драмы «Не убит подо Ржевом», созданной при поддержке Музея Победы, Президентского фонда культурных инициатив и карты «Мир». Фильм практически полностью построен на кадрах кинохроники периода оккупации Ржева, но важнейшим зерном и центральной частью фильма являются воспоминания главной героини, которая была еще ребенком в период Великой Отечественной войны. Екатерина Михайловна Торопченова сидела в зале и была приглашена в дальнейшем на сцену, чтобы выступить с трогательными словами в адрес будущего поколения. Кинокомпания «Стармедиа Дистрибьюшен» снимала фильм «Не убит подо Ржевом» на территории кинокомплекса «Военфильм-Медынь». Зрителям рассказали историю семьи главного героя, который погиб от голода в 1942 году, а также о самих сражениях под Ржевом. Бои под Ржевом оказались одними из самых кровопролитных в ходе Великой Отечественной войны. В военной истории битва получила название Ржевской мясорубки.
Член Фонда памяти полководцев Победы, доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Ирина Юрьевна Хрулева отметила ценность фильма с точки зрения неподдельных эмоций:
— Благодаря таким фильмам мы сталкиваемся с какой-то человеческой историей, не просто с абстрактной историей цифр, карт или схем (хотя это тоже, конечно, очень важно, когда мы хотим получить верифицированные научные знания, чтобы понимать масштаб сражения), но человеческие судьбы здесь переворачивают душу, когда ты это смотришь и видишь. И каждый раз понимаешь: «Боже мой, через что они все прошли. Какие нечеловеческие перед ними стояли задачи».
На мероприятии присутствовали также потомки московских ополченцев. Один из них, Ефим Залманович Итенберг не смог сдержать на сцене своих слез, вспоминая об отце, которому он посвятил несколько стихов.
Хотел давно я написать
О них, сражавшихся когда-то.
О том, как отправлялись воевать
В народное ополчение ребята.
Кто только в ополчение не шёл!
Кому и лет для службы не хватало,
А некоторым было много лет,
И в Армию не брали их военкоматы.
Мне подвиг ополченцев не забыть,
Они великое геройство проявили.
В трудное время для страны
Москву от фашистов защитили.
Сражались, как настоящие бойцы,
Сменив лопаты на винтовки.
Воины сложили головы свои,
Чтоб жили счастливо потомки.
(Ефим Итенберг, сын ополченца 3МКСД Залмана Ароновича Итенберга.
11 ноября 2024 года)
Подготовила Юлия Жемалева