«Великая Отечественная война. Один из наших броневиков, получив пробоину в бензобаке, выходит из строя. Стрелок экипажа отправляется в ближайший населённый пункт за горючим. По пути герой встречает молодую трактористку. Девушка сообщает о том, что немцы сбросили воздушный десант и сгоняют всё население на строительство взлётно-посадочной площадки. Она берётся сама принести бензин. Обманув немецких солдат, буквально из-под носа врага девушка ловко выносит два ведра бензина, и, заняв место раненого водителя, уверенно ведёт боевую машину на нацистов. Увидев неожиданное подкрепление, жители посёлка нападают на нацистских парашютистов и быстро расправляются с врагом», – похоже на выдержку из художественного произведения про Великую Отечественную войну. Не правда ли? На самом деле это – сюжет четвертого киносборника, в котором вместе со знаменитой советской актрисой театра и кино Любовью Орловой принял участие Виктор Талалихин – легендарный советский летчик-истребитель, одним из первых совершивший ночной воздушный таран фашистского бомбардировщика. В августе 1941 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Киносборники в годы Великой Отечественной войны поднимали боевой дух
В первые дни войны в Госкино принимают решение в рекордные сроки снимать короткометражки на оборонные темы. Первый «Боевой киносборник» вышел 2 августа 1941 года. Первые семь выпусков были сняты на студиях Москвы и Ленинграда, но осенью 1941 года студии были эвакуированы в Среднюю Азию. В Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС), где с ноября 1941 года снимали в том числе и «Боевые киносборники». Боевые киносборники — это серия чёрно-белых агитационных киноальманахов, снимавшихся в 1941—1942 годы, в состав каждого из которых входило от двух до пяти короткометражных художественных фильмов. Всего было снято 15 «боевых киносборников», из них на экраны вышли 12. История возникновения боевых киносборников восходит к первым дням Великой Отечественной войны. Уже 23 июня 1941 г. на киностудии «Мосфильм», а 27 июня 1941 г. на киностудии «Ленфильм» составлены тематические планы будущих альманахов, сформированы редколлегии. С.М. Эйзенштейн предложил перенести в советский контекст сюжеты военных рассказов Ги де Мопассана. Однако, поскольку на киностудии начали активно поступать авторские сценарии и сценарные заявки, от идеи Эйзенштейна отказались. Режиссёры стремились уложиться в рекордные сроки. Так, сюжет «У старой няни» режиссёр Е. В. Червяков снял (в одной декорации и без натурных съёмок) и смонтировал за 4 дня.
В июле 1941 г. на студиях «Мосфильм», «Ленфильм» и «Союздетфильм» построили специальные декорации – окопы, блиндажи, квартиры и т. д. С.А. Герасимов провёл съёмки новеллы «Старая гвардия» в ещё не разобранной декорации довоенной производственной драмы «Отец и сын» О.В. Сергеева и С.И.Якушева.
А.И. Медведкин, И.З. Трауберг поставили музыкальную новеллу «Мы ждём вас с победой» в декорациях комедии И. А. Пырьева «Свинарка и пастух». В эвакуации киносборники снимались в Алма-Ате. Многие из первых киносборников строились по принципу фильма-концерта с конферансом одного из любимых киногероев – Максима в исполнении Б.П. Чиркова из трилогии о Максиме Г.М. Козинцева и Л.З.Трауберга, Стрелки в исполнении Л.П. Орловой из комедии «Волга-Волга» Г.А. Александрова, Чапаева (сюжет «Чапаев с нами», 1941, режиссёр В.М.Петров), героинь фильма о советско-финской войне «Фронтовые подруги» В. В. Эйсымонта (сюжет «Подруги, на фронт!», 1941, режиссёр Эйсымонт). Героем нескольких сюжетов стал Швейк (популярный персонаж чешского писателя Я.Гашека) в исполнении В.С. Канцеля («Боевой киносборник № 7», 1941; «Швейк готовится к бою», 1942, и др.).
Полноценным успехом у зрителей пользовались только комедийные новеллы. Так, в новелле «Случай на телеграфе» (1941) об отправленной Наполеоном А. Гитлеру телеграмме «Попробовал. Не советую» благодаря мастерству и вкусу режиссёров Л.О. Арнштама и Г. М. Козинцева простенький плакатный сюжет обретал истинный комизм, превратившись во всеми любимый анекдот. Ещё бо́льшую популярность завоевал скетч «Элексир бодрости» С.И. Юткевича (1941), ставший эстрадным этюдом, который разыгрывали на фронтах с привнесением новых подробностей и шуток. В создании «Боевых киносбориков» принимали участие многие ведущие деятели советского кино, в том числе С. А. Герасимов, М. С. Донской, Г. М. Козинцев, И. А. Савченко. Сначала «Боевые киносборники» носили агитационно-публицистичестический характер, обращались к форме киноплаката, в дальнейшем их жанровый диапазон расширился. «Боевые киносборники» состояли в том числе из новелл комедийного характера, скетчей.
«Малыш» Виктор Талалихин и Любовь Орлова в одном кинопроекте
Для создания четвертого боевого киносборника были приглашены Виктор Талалихин и Любовь Орлова. Младший лейтенант Талалихин, которого боевые товарищи называли «Малыш», учитывая его небольшой рост, незадолго до этого, 7 августа 1941, совершит на своём «боевом ишаке» И-16 один из первых ночных таранов в Великой Отечественной войне. В первые дни Великой Отечественной войны лётчик был зачислен в 177-й истребительный авиационный полк, защищавший от немецких самолётов небо над Москвой. Вечером 6 августа 1941 года было объявлено о появлении вражеской авиации. Талалихин вместе с товарищами поднялся в небо. На своём И-16 Виктор сумел зайти в хвост немецкому бомбардировщику, после чего выстрелил по одному из двигателей. Тот задымился, а Талалихин уже намечал новую цель, продолжая стрелять по врагу. Вот только патроны закончились, и лётчик решил приблизиться к бомбардировщику, чтобы протаранить его. Тот дал очередь из пулемёта.
О том, что было дальше, Виктор рассказывал товарищам после приземления:
«Я принял решение — жертвовать собой, но не упустить гада. Даю полностью газ и своим самолетом врезаюсь в противника».
Самолёт Талалихина, получивший повреждения, приземлился на дно небольшой реки. Выбраться ему из машины помогли местные колхозники. Когда лётчик покинул свой И-16 и обтёр запачканное лицо, деревенские жители были потрясены – перед ними стоял совсем юный худенький мальчишка. Виктор действительно выглядел очень молодо, а маленький рост и хрупкое телосложение добавляли эффекта. Боевые товарищи называли Талалихина «Малыш» и относились к нему, как к младшему брату.
В конце лета и начале осени 1941 года Виктор Талалихин стал знаменит на весь Советский Союз. Молодой лётчик, совершивший воздушный таран, стал главным героем газетных заметок и очерков в журналах. С ним многие хотели сфотографироваться, его считали настоящим «богатырём неба». А сам Талалихин придерживался иного мнения.
Историк Галина Попова рассказывала:
«Он говорил без стеснения об этом бое. Он не считал это подвигом. Позже он сам написал в письме к брату Николаю: «Ну что я такого особенного совершил? Так бы поступил любой».
Киносборник с участием Виктора Талалихина выйдет 9 сентября 1941 года, а 27 октября, 81 год назад, Талалихин погибнет в воздушном бою. Ему шёл только 23-й год. Всего за годы войны было снято 15 «боевых киносборников», из них на экраны вышли 12. Именем легендарного летчика названы улицы и парки. Помнят о Викторе и в подмосковном Подольске. В 1959 году в парке был установлен памятник Герою Советского Союза Виктору Талалихину, который и в наши дни занимает центральное место в мемориальной зоне парка. Стало доброй традицией проводить в парке ежегодные соревнования допризывной и призывной молодежи памяти прославленного летчика.
Материал подготовила специальный корреспондент Юлия Жемалева