За много лет он стал неотъемлемой частью Красной площади, символическим «красным погостом», где в советское время хоронили достойных из достойнейших. В общей сложности около Кремлевской стены и непосредственно в ней покоится прах 400 самых разных людей — русских и зарубежных революционеров, партийных деятелей, военачальников и самых знаменитых граждан страны. Но мало кто знает, что кладбище у стен Кремля возникло совсем не при большевиках, а древнему погосту на этом месте не одна сотня лет.
В Москве Красная площадь была не только оживленным торговым местом и едва ли не самым большим рынком страны, но и обычным приходским погостом, где хоронили жителей, причем всех без разбору. По православным традициям человек находил свое последнее пристанище рядом с приходской церковью, а их до начала XVI века в этом месте было целых 15.
Но постепенно традиция эта стала уходить в прошлое, и к началу XX века похороны у стен Кремля уже практически не проводились. Но революционные события 1917 года нарушили тишину Первопрестольной. Штурм Кремля в Москве был гораздо трагичнее по количеству жертв, чем взятие Зимнего в Петербурге. Поэтому когда отгремела революционная канонада, на Красной площади впервые в ее истории прошли коллективные похороны.
8 ноября 1917 года между Кремлевской стеной и трамвайными путями были вырыты две братские могилы, растянувшиеся от Никольских до Спасских ворот. Через два дня в них было опущено 238 гробов павших при штурме Кремля «борцов революции». Из них историки точно знают имена 57, а остальные так и остались неизвестными.
В марте 1918 года в Москву переезжает большевистское правительство, которое выбрало Кремль своей резиденцией. Красная площадь при этом использовалась не только по прямому назначению, но и в качестве революционного кладбища. Практику братских захоронений продолжили. Вплоть до 1927 года тут было вырыто еще 15 могил, в которых хоронили не только умерших в ходе Гражданской войны, но и погибших в результате катастроф.
Отдельные захоронения тогда было принято выделять самым выдающимся большевикам, и первым удостоился такой чести Яков Свердлов — второй человек в государстве, умерший по официальной версии от испанского гриппа. После него в землю у Кремлевской стены легли Михаил Фрунзе, Феликс Дзержинский, Калинин, Жданов, Сталин, Ворошилов, Буденный и другие видные советские вожди.
Вообще персональных могил на Красной площади 12. Крайним в этом скорбном ряду находится захоронение Константина Черненко — последнего «кремлевского старца» и советского генсека.
Тех революционеров, которые отличились чуть менее, кремировали, и прах замуровывали в Кремлевскую стену. Сейчас этот участок известен под названием «Стена Коммунаров» и первым ее «обитателем» стал большевик Мирон Владимиров. Ниши колумбария закрывали мемориальными табличками, на которых вначале писали краткую эпитафию, а потом стали фиксировать только даты и фамилию похороненного. Всего таких ниш в стене Коммунаров 114. В последней в 1984 году захоронили прах министра обороны маршала Дмитрия Устинова.
Если прогуляться вдоль этого места, вглядываясь в имена на гранитных табличках, то можно заметить, что в Кремлевской стене покоится прах некоторых иностранцев, причем их имена современному человеку мало что скажут. А в первые годы советской власти их знал каждый гражданин СССР. Венгр Енё Ландлер, немец Фриц Геккерт, американец Чарльз Рутенберг, японец Сэн Катаяма — все они были лидерами коммунистов в своих странах.
Интересно, что сталинский террор и поиски врагов народа неожиданным образом коснулся и Кремлевского колумбария. Был в Советской России видный военачальник Сергей Каменев. Бывший царский офицер, он перешел на сторону большевиков, участвовал в Гражданской войне и получил звание командарма 1-го ранга. Умер Каменев в 1936 году от сердечного приступа, был кремирован, а урна с прахом заняла достойное место в стене. Однако уже на следующий год он был посмертно причислен к «антисоветской группе Тухачевского». Все названные в его честь объекты без лишнего шума переименовали обратно, а урну с прахом удалили. Лишь только в 60-е годы имя Каменева было реабилитировано и табличка с его фамилией восстановлена. Но только табличка. Судьба праха неизвестна.
Центральный объект всего Кремлевского кладбища — это, без сомнения, Мавзолей Ленина. Первоначально он был деревянным, и лишь только в 1930 году был построен гранитный склеп, который и поныне стоит в центре Красной площади. В годы войны его тщательно маскировали — накрывали огромным полотнищем с нарисованными окнами, крышей и даже печной трубой, чтобы с высоты походил на деревянный дом. Однако тела Ленина там не было — в начале войны оно было эвакуировано в Тюмень вместе с лабораторией, которая поддерживало его в приемлемом состоянии.
Мало кто знает, что в истории Кремлевского погоста был случай, когда он мог оказаться полностью разрытым, а Мавзолей на площади остаться без главного своего объекта — саркофага с телом Ленина. Поводом к этому стала смерть Сталина в 1953 году. Помещение тела усопшего «отца народов» в Мавзолее было на самом деле временной мерой. Сразу после смерти Сталина в прессе тут же появилось партийное постановление — в Москве должен быть построен Пантеон.
И речь шла именно о Пантеоне, который вместил бы в себя захоронения, как тогда писали, «всех великих людей Советской страны» — тех самых, что были похоронены у Кремлевской стены. Центральное место в нем должны были занять два хрустальных саркофага — Ленина и Сталина. Руководствуясь принципом «чем больше, тем лучше», под проект отвели гигантскую площадь — 500 тысяч квадратных метров (это больше площади, которую занимает весь Ватикан). В стране объявили конкурс на архитектурный проект, причем участвовать в нем могли все желающие.
Монументальность и размеры проектов поражали воображение — это были и пантеоны в стиле римских построек, и современная модель греческого храма Артемиды (одного из разрушенных семи чудес света), и огромные глобусы, и здания в виде яйца, и даже гигантские статуи Ленина и Сталина, держащиеся за руки, полые внутри. Но ничего из этого не воплотилось в реальность, так как наступил 1956 год, а вместе с ним и развенчание культа личности Сталина. Отца всех народов лишили не только хрустального саркофага в будущем пантеоне, а и вообще тайно вынесли из Мавзолея и придали земле на все том же Кремлевском погосте.
А он в 1974 году получил официальный статус памятника, охраняемого государством. Некрополь серьезно облагородили, высадили новые ели, реконструировали братские могилы, установили гранитные знамена и мраморные вазы.
Единственный раз в истории, когда над ним возникла угроза полной ликвидации, случился в 1990 году. Тогда в прессе серьезно поднимался вопрос о переносе всех кремлевских захоронений на обычное кладбище. Однако оказалось, что закон запрещает трогать могилы без согласия родственников усопших. А они были не согласны — 12 вдов и потомков похороненных у Кремлевской стены написали заявление, что они против переноса и назвали некрополь «почётным местом вечного упокоения более 400 человек, многие из которых составляют славу и гордость России».
В настоящее время «красному погосту» ничего не угрожает — с конца 90-х Мавзолей и могилы у Кремлевской стены как составная часть ансамбля Красной площади стали объектом культурного мирового наследия под охраной ЮНЕСКО. Так что разговоры о переносе советского некрополя, когда бы они не возникли, скорее всего останутся всего лишь разговорами.
(При подготовке статьи была использована информация сайтов: aif.ru; ru.rbth.com; travelask.ru; mos.ru)
Юрий Самонкин LIVE: Наследие Cверхдержавы. История некрополя у Кремлевской стены: https://rutube.ru/video/e14879c07935f33dd63b02b734c7ecd5/
Зам гл. редактора Юрий Самонкин