Исследователь русской усадьбы, историк Александр Николаевич Греч писал: «Есть поэты, чьи имена тесно связываются с русской усадьбой, со старыми, насиженными дворянскими гнездами». Пушкин неоднократно гостил в Остафьеве у своего друга, поэта, литературного критика Петра Андреевича Вяземского. В общении с князем он делился планами на будущее, читал написанные Болдинской осенью произведения, обсуждал животрепещущие политические новости. Гордился дружбой с Пушкиным и сын П.А. Вяземского Павел, тщательно сохранявший в Остафьеве память о великом поэте, в свое время назвавшем усадьбу Русский Парнас.
Традиции, заложенные князьями Вяземскими, продолжили последние владельцы усадьбы С.Д. и Е.П. Шереметьевы, открывшие в Остафьеве частный общедоступный историко-литературный музей, связанный с именем Пушкина. Изучая семейные архивы, они публиковали документы о пушкинской эпохе, проводили экскурсии по музейной экспозиции. После октябрьской революции усадьбу национализировали, но музей трогать не стали. Хранителем был граф Павел Шереметьев, пока его не сняли с должности заведующего из-за дворянского происхождения. В 1930 г. музей ликвидировали. Большинство произведений искусства и «Остафьевский архив» распределили по другим собраниям, частично распродали. В военные годы в усадьбе находился госпиталь, затем — дом отдыха Совета министров СССР, куда приезжали и где работали Илья Ильф, Евгений Петров и Самуил Маршак.
В праздничные дни в Государственном музее-заповеднике «Остафьево» прошла самая весенняя экскурсия, которая была посвящена интересной и возвышенной теме: хозяйкам Остафьевского Дома. Поэзия XIX в., как известно, была делом мужским: Пушкин, Жуковский, Вяземский, Баратынский, Тютчев… Но их музами были женщины. Прекрасные дамы всегда вдохновляли поэтов, из-под пера которых появлялись чудесные произведения, волнующие нас и до нынешнего времени. Евгения Ивановна, Вера Фёдоровна, Мария Аркадьевна, Екатерина Павловна Вяземские и Екатерина Андреевна Карамзина — хозяйки усадьбы Остафьево, жены, подруги и матери, которые очень много внимания, тепла и любви отдавали своим мужьям, создавая уют и особую атмосферу гостеприимства, делали дом привлекательным для всех «именитостей умственных». Рассказ о хозяйках сопровождался показом экспозиции Остафьевского дома, а также предметов интерьера, сопровождавших быт хозяек. Музыкальные инструменты, картины, посуда создают ощущение погружения в прошлое, помогают лучше понять эпоху и атмосферу того времени.
«Счастлив тот, чей дом украшен скромной верностью жены», — писал В.А. Жуковский. Князь Андрей Иванович Вяземский стал владельцем села Остафьева в 1792 году. Эта покупка была связана с рождением наследника – сына Петра. Его мать, Евгения Ивановна Вяземская, урожденная Дженни О’Рейли, в первом браке Квин, принадлежала к старинному ирландскому роду. С ней князь познакомился во Франции во время длительного путешествия по Европе. Сильное чувство сблизило их, и князь увез Дженни в Россию. Свадьба состоялась в марте 1786 года, брак был счастливым. И хотя по долгу службы князь часто бывал в разъездах, супруги писали друг другу очень душевные и чувственные письма, проникнутые искренней любовью. Молодая княгиня стала другом и поверенной в делах своего мужа. Обладала она легким характером и привлекательной внешностью, была заботливой хозяйкой дома. Современники писали о ней, что «увидя ее, все забывается всеми». Преждевременная смерть Евгении Ивановны стала тяжелым ударом для князя, а похоронили супругу на Иноверческом кладбище в Москве.
После кончины Е.И. Вяземской заботу об Остафьевском доме взяла на себя старшая дочь Андрея Ивановича – Екатерина Андреевна, которая стала женой историографа Н. М. Карамзина. С 1804 по 1816 год семья Карамзиных каждое лето приезжала в Остафьево. Николай Михайлович написал здесь восемь из двенадцати томов «Истории государства российскаго». Екатерина сумела создать уютную обстановку для его работы, а также сделалась хорошей женой и главной его помощницей. Екатерина Андреевна сообщала брату Петру в одном из писем: «Мой муж занимается историей с большей усидчивостью, чем когда-либо, а я ее переписываю». Благодаря стараниям Е.А. Карамзиной в 1829 году (уже после смерти автора) будет издан двенадцатый том «Истории». До конца своих дней Екатерина Андреевна вспоминала признания горячо любимого мужа: «Ты сокровище мое и жизнь».
Кстати, между многими состоятельными людьми того времени было негласное соперничество, чья усадьба богаче и красивее. Так, дворцы и павильоны украшали картинами, гобеленами, скульптурами, разбивали парки. Сегодня во многих усадьбах открыты музеи, которые являются нашим достоянием и гордостью.
Материал подготовила Юлия Жемалева