После разгрома немецких войск на Днепре, в Крыму и на правобережной Украине осталась последняя крупная группировка, которая с 1941 года не терпела крупных поражений — это группа армий «Центр». В июне 1944 года командующим ГА «Центр» был генерал — фельдмаршал Эрнст Буш, который накануне советского наступления отправился в отпуск. После удачных операций на Украине, германское командование полагало, что летнее наступление продолжится на южном направлении, где Красная Армия вышла, к государственной границе, закрепившись вдоль Карпат. По этой причине танковые резервы были переброшены в ГА «Северная Украина», а в Белоруссии остались лишь две танковые дивизии.
Авиация также была сосредоточена на южном участке фронта. На «Белорусском балконе» остались лишь бомбардировщики и три полка истребителей. Удерживая позиции в Белоруссии, немецкие войска приковывали главные силы Советского Союза на центральном направлении, тем са мым сохраняя статус-кво.
«Багратион» как повторение Курской битвы, нечто вроде нового «Кутузова» или «Румянцева», с огромным расходом боеприпасов при последующем относительно скромном продвижении на 150 — 200 км.
Поскольку операции такого типа — без прорыва в оперативную глубину, с длительными, упорными боя ми в тактической зоне обороны на истощение — требовали большого числа боеприпасов и относительно малого количества топлива для механизированных частей и скромных мощностей по восстановлению железных дорог, то фактическое развитие операции оказалось для советского командования неожиданным. Оперативный план Белорусской операции разрабатывался Генеральным штабом в апреле 1944 года.
Общий замысел состоял в том, что бы сокрушить фланги немецкой ГА «Центр», окружить её восточнее Минска и полностью освободить территорию Белоруссии. Это был чрезвычайно амбициозный и масштабный план, одномоментное сокрушение целой группы армий планировалось в ходе войны очень редко.

В августe 1944 года завершилась операция «Багратион», Красная Армия ровно через три года после сокрушительного поражения в Белоруссии, нанесла сокрушительное поражение ГА«Центр». С точки зрения военного поражения, разгром немецких войск в Белоруссии означал, что кратчайший путь на Берлин открыт. Так же уничтожение главных сил противника имело политическое значение, на предстоящей Ялтинской конференции у Сталина появлялся серьёзный козырь перед западными союз никами.
Разгром целой группы армий сказался и на организованности и моральном духе немецкой армии. Считавшаяся непобедимой ГА «Центр», после 23 августа прекратила своё существование, как объединение, в немецких штабах полетели головы. В июле 1944 года полковник Клаус фон Штауффенберг в ставке Гитлера в Восточной Пруссии («Вольфшанце») осуществил покушение на фюрера с помощью взрывчатого вещества, вмонтированного в портфель.
В результате взрыва Адольф Гитлер остался жив, его спас массивный дубовой стол. Вследствие проведённого расследования — как и ожидал Гитлер, покушение было подготовлено генералами, которые ещё с 1938 года (после усиления роли «СС»), были не согласны с агрессивной
внешней политикой новой Германии.

В связи с этим Гитлер окончательно перестал доверять и советоваться с верховным командованием и ОКХ, аресты, проведённые, среди организаторов переворота сильно, ударили по Вермахту. Среди арестованных и расстрелянных оказались: бывший начальник генерального штаба генерал-полковник Франц Гальдер, заместитель начальника управления вооружений сухопутных войск Фридрих Ольбрихт, бывший командующий 4-ТГР генерал полковник Эрих Гёпнер, бывший главнокомандующий сухопутными войсками Вальтер фон Браухич, начальник штаба при ОКВ (бывший начальник «Абвера») адмирал Вильгельм Канарис и многие другие.
Покушение 20 июля не достигло результата физического устранения Гитлера, но способствовало фактическому уничтожению лучших кадров «ОКВ» и «ОКХ». В некотором роде для Германии повторились события 1937 — 38 гг. в СССР, но самое главное, что с руководящих постов в Вермахте были сняты опытные генералы, замены которым не было и не могло быть. В Красной Армии на уровнях от командующих армий до народного комиссара обороны были люди, имевшие боевой опыт или получившие его в ходе войны.
Несомненно, причислить этот фактор к стратегическим успехам, а тем более заслугам СССР неправильно, однако во многом влияние внутреннее положение (состояние) Германии — это, несомненно, оказало. Во многом после событий 20 июля Гитлер окончательно перестал доверять военным.Например, в конце июля начале августа 1944 года, когда ГА «Центр» находилась по частям в окружениях, Гитлер категорически запрещал любое отступление, следствием чего ГА «Центр» к середине августа перестала существовать как стратегическое объединение войск.
Попытки повторить опыт СССР созданием батальонов «Фольксштурма» 14 октября 1944 года, когда
война пришла на землю Германии, оказалась несостоятельной и зачастую в ополченцев набирали насильно под лозунгами национал — социализма. В результате двухмесячного наступления была полностью освобождена Белоруссия, часть Прибалтики, восточные районы Польши. На фронте в 1100 км было достигнуто продвижение в глубину до 600 км. Кроме того операция поставила под угрозу ГА «Север» в Прибалтике, удалось обойти линию.

На советско-германском фронте операция «Багратион» стала крупнейшей из всех наступательных операций. Она поглотила немецкие резервы, серьёзно ограничив возможности противника парировать как иные наступления на Восточном фронте, так и продвижение союзников в Европе. Например, дивизия «СС» «Великая Германия» была переброшена с Днестра под Шауляй — таким образом, была лишена возможности в отражении Яссо-Кишинёвской операции. Дивизия «Герман Геринг» была переброшена из-под Флоренции на Вислу, к середине августа Флоренция была успешно освобождена. Людские потери Красной армии известны достаточно точно.
Они составили 178 507 погибшими, пропавшими без вести и пленными, а также 587 308 раненными и больными. А вот вопрос о людских потерях Германии остаётся, дискуссионным и по сей день. Наиболее распространёнными среди западных учёных являются следующие данные: 26 397 погибших, 109 776 раненых, 262 929 пропавших без вести и попавших в плен, а всего — 399 102 человека.
«Багратион» завершилась полным изгнанием немецких войск из Белоруссии и Прибалтики — война на территории СССР закончилась. Войска 1-го Белорусского фронта (маршал К. К. Рокоссовский) стремительно наступали по польской земле к Варшаве, но ещё предстояло преодолеть укреплённые районы на Висле и Буге, вести осады многих польских городов, которые
по приказу Гитлера были превращены в крепости.
Лишь 17 января 1945 года части 1-й армии Войска Польского и 61-й армии освободили город от немецких войск. 22 тысячи жизней отдали красноармейцы в операции по освобождению Варшавы.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин. Автор книги «О Войне написано не всё. Главные сражения Великой Отечественной войны»