Болгарские моряки с корабля «Царевна» уже на Родине. Но вместе с их возвращением были, мягко говоря, и недоразумения, по той простой причине, что болгарское правительство в очередной раз провалилось. И это мягко говоря. Об этом заявил лидер партии «Возрождение» Костадин Костадинов в своем заявлении в Facebook.
«Мы в «Возрождении» стали настаивать на активных действиях по освобождению болгарских моряков еще в феврале, сразу после начала СВО 24 февраля. В конце концов, однако, как известно, болгарские моряки вернулись в Болгарию без какой-либо помощи со стороны Болгарии, за исключением одного — наконец, болгарское правительство, наконец, прислушалось хотя бы к одному «Возрождению» и совету, который мы дали, и направило Болгарский правительственный самолет, чтоб забрать их», — добавил Костадинов.
Я не буду сейчас говорить о той многочисленной лжи, которую говорил премьер-министр Болгарии, потому что мне противно об этом говорить, — сказал Костадинов.
«Мне очень стыдно — 13 апреля болгарские моряки были спасены из 45-дневного украинского плена,
16 апреля болгарское правительство вместо благодарности закрыло свои порты для российских кораблей. Мне нечего комментировать», — категоричен лидер «Возрождение».
Костадинов рассказал, что к нему обращались болгары, участвующие в ополчении Донбасса, которые предлагали помощь в эвакуации болгарских моряков.
«Правда в том, что наши соотечественники, болгары с Донбасса, из Донецка, которые принимали участие в ополчении Донбасса, пытались эвакуировать болгарский экипаж своими силами. И в итоге это им удалось — именно Донецкой Народной Республике и силам Российской Федерации удалось эвакуировать болгарский экипаж», — добавил Костадинов.
Он поблагодарил Донецкую Народную Республику и Российскую Федерацию за то, что они сделали и показали, кто хороший, а кто плохой в этом конфликте.
«Это очень тяжело, это все-таки война. Но в данном конкретном случае мы видели, кто защищал болгар, а кто делал все необходимое, чтобы их не защищать», — заключил Костадинов.
Спасение моряков
«Каждое утро мы молились, чтобы остаться в живых и чтобы не упал ни один снаряд», — рассказали болгарскому изданию maritime.bg спасенные болгарские моряки с корабля «Царевна».
Трое из них — Рали Димов, Радослав Стоянов и Живомир Митев, не спрятали всю правды о пережитом — от швартовки торговского суда 21 февраля до решения уйти и идти своим ходом, их довезли до Донецка, оттуда в Ростов-на-Дону и Сочи, откуда вернулись в родную Варну.
Рассказывает второй механик на борту Рали Димов. Он поясняет, что правительство хранит молчание «по политическим мотивам».
«Во-первых, хочу от всего сердца поблагодарить их за то, что они спасли нас, за то, что эвакуировали нас. Очень трогательно, что люди, которые были на передовой, пытаются нас успокоить — еда, вода, консервы, это очень трогательно». Только они там, больше нас вытащить и спасти было некому, только — ДНР и Россия», — добавил он о ситуации в порту.
«Благодарю ДНР и Россию за то, что нас эвакуировали, за то, что к нам хорошо относились, за то, что дали нам еду, воду, искренняя благодарность», — добавил Радослав Стоянов.
Важную деталь эвакуации раскрыл третий матрос Живомир Митев:
«Встретившие нас солдаты сказали, что находятся в контакте с правительством, но когда эта связь имела место, нам не сообщили».
Всего днем ранее глава МИД Болгарии заявила, что МИД не вступал ни в какие переговоры с ДНР.
Все трое подтверждают, что болгарская сторона начала ими интересоваться и звонить капитану только после совместной пресс-конференции их жен с партии «Возрождение». Вначале им предлагался вариант эвакуации с болгарской стороны, но через украинский коридор.
«Но стреляли много, было очень опасно. Маршрут пролегал через всю Украину», — рассказали Димов и Стоянов.
«Нам сказали — вы уедете без телефонов, нам сказали уезжать без багажа, на свой страх и риск, подпишите декларацию. Что бы ни случилось, у нас не будет претензий по компенсации», — пояснили моряки.
В конце концов, они были единственным экипажем на торговом судне, и это их очень нервировало.
«Стоим и ждем, в какой-то момент увидели, что обе стороны перестали стрелять.
26 человек с одного корабля слезли с чемоданов, прошли мимо нас и тут мы поняли, что мы последний экипаж в порту, все остальные эвакуировались». Напряжение внутри экипажа сильно нарастало. Мы начали просить капитана поговорить с нашим МИДом, чтобы сообщить им, если мы остались последними», — рассказали моряки.
Они ответили им «общими словами». Связь нашего МИДа поддерживалась по спутниковому телефону только с капитаном. А после пресс-конференции жен моряков их отрезали от телефонных разговоров с родственниками, что еще больше подняло градус напряжения.
Рали Димов:
«Они пытались отговорить нас, пока мы, наконец, не пошли сами. Был еще риск быть обстрелянными. Один из наших коллег спустился утром, пошел к ним, вернулся через три часа, сказал, что они дают час полтара, мы собрали чемоданы, перекрестились и пошли».
Его коллеги добавляют: «С белыми флагами».
На вопрос, есть ли на корабле повреждения? Отвечают: «где нет» — в машинном отделении, в рубке, под окном…«По кораблю есть несколько прямых попаданий. Металлическая дверь от взрыва отлетела на 15 метров».
На вопрос, были ли они под обстрелом? Отвечают: «Потом возобновились боевые действия под окном. Интенсивный обстрел с кораблей. Бункер находился в сотне метров от кормы корабля, где прятались украинские военные». Летели ракеты «Град», осколки. «Было невозможно высунуться, постоянно летели осколки», — описали пережитое трое из спасенных силами ДНР и ВС РФ болгарские моряки.
В самолете их встретил премьер-министр Кирилл Петков.
О словах премьер-министра рассказал Рали Димов.
«Он сказал, что доволен, сказал, что они работали над нашей эвакуацией, но в итоге мы пошли одни, и ДНР нас вытащили — пусть каждый сам делает свои выводы».
Ася Зуан, главный редактор болгарской редакции News Front специально для СИ World Russia