Массовый забой скота в Хакасии: диверсия или халатность?

Скришот с видео от пострадавших фермеров.

Как стало известно от интернет-издания «Реальная Россия», в Республике Хакасия объявили эпидемию узелкового дерматита. Эпидемия в регионе бушует с октября прошлого, 2023 года. Власти региона начали уничтожать крупный рогатый скот, а также коз, овец и даже свиней. При этом абсолютно не обращая внимания на тот факт, что распространяемая болезнь поражает только крупный рогатый скот.

Более того, конфликт фермеров и власти к февралю дошёл до того, что местные жители, чтобы хоть как-то отстоять свой скот, стали браться за оружие. А местные чиновники грозят ответными мерами. Зафиксированы случаи изъятия заболевших животных с частных территорий фермерских хозяйств в отсутствие хозяев.

Также стало известно, что вакцинацию скота начали делать только сейчас, а не в октябре. При этом вакцинацию делают неизвестным препаратом без маркировки, как пишет интернет издание «Реальная Россия» со ссылкой на врача-эпизоотолога, кандидата ветеринарных наук Светланы Щепеткиной:

«… по мнению, Светланы Владимировны. Кроме нарушения прав владельцев животных и незаконного отчуждения и умерщвления животных нарушаются Ветеринарные правила в части вакцинации животных, а именно «вакцинация животных проводится вакцинами без этикеток и без инструкции по применению».

После вакцинации у некоторых животных проявляются клинические признаки, сходные с проявлением клинических признаков другой болезни (ухудшение аппетита, вялая жвачка, повышенное слюноотделение, на беззубом крае нижней челюсти, на языке и слизистой оболочке щёк появляются пузырьки, у некоторых животных — в межкопытной щели и на вымени).

Применение контрафактных лекарственных препаратов может привести к нежелательным последствиям или негативным реакциям, что представляет угрозу здоровью и жизни животного. Таким образом, при проведении вакцинации ветеринарные специалисты фальсифицируют информацию. В уголовном праве это называется служебным подлогом и наказывается от ощутимого штрафа до лишения свободы до двух лет.»

Издание привело в пример акт ветеринарных специалистов. В документе прописана несуществующая вакцина против заразного узелкового дерматита МРС (коз) производства Щёлковского биокомбината серии 3410, которая изготовлена в июне прошлого 2023 года. При этом данные о такой вакцине, в государственном реестре лекарственных средств для ветеринарного применения отсутствуют. И вот что самое интересное. Нужно подчеркнуть тот факт, что Щёлковский биокомбинат не производит такую вакцину против заразного узелкового дерматита.

Вот как прокомментировала ситуацию Светлана Щепеткина для издания «Реальная Россия»:

«Итак, согласно пункту 3 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхоза № 588 от 24 августа 2021 года (далее — Ветеринарные правила) заразный узелковый дерматит — трансмиссивная контагиозная вирусная болезнь крупного рогатого скота. В Практическом руководстве ФАО для ветеринаров «Заразный узелковый дерматит» дано следующее определение: «Заразный узелковый дерматит — это трансмиссивное заболевание крупного рогатого скота и азиатских буйволов, для которого характерны оспенные поражения кожи в форме узелков (нодулов).

Термин «трансмиссивная» означает, что болезнь передаётся только насекомыми, «крупного рогатого скота» означает, что болеет только крупный рогатый скот. Следовательно, при ликвидации ЧС по ликвидации распространения заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота мероприятия должны проводиться только в отношении крупного рогатого скота и не касаться других видов животных.

Согласно пункту 28 Ветеринарных правил должностное лицо организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, должно проинформировать население и главу муниципального образования о возникновении эпизоотического очага. Согласно пункту 29 Ветеринарных правил решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге, неблагополучном пункте и угрожаемой зоне. В Постановлении правительства Республики Хакасия № 753 от 11.10.2023 г. эта информация отсутствует».

Теперь главное: «Ветеринарными правилами отчуждение и умерщвление животных не предусмотрено. Следовательно, реализация мероприятий по ликвидации заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота проводится с нарушениями законодательства Российской Федерации и нецелевым использованием средств на изъятие животных и утилизацию трупов.
Кроме этого, изъятие животных должно осуществляться согласно Постановления Правительства РФ от 26 мая 2006 г. N 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных». Согласно документу, в представлении об изъятии животных указываются: дата и время поступления информации об установлении диагноза особо опасной болезни животных; наименование субъекта Российской Федерации и территории, на которой выявлен очаг особо опасной болезни животных; наименования видов животных, подлежащих изъятию; сведения о проведенных лабораторных исследованиях; сведения о собственнике животных, подлежащих изъятию (фамилия, имя, отчество, место жительства — для гражданина или наименование, адрес и место нахождения — для юридического лица).

Согласно пункту 8 Постановления по результатам изъятия животных уполномоченным в области ветеринарии исполнительным органом субъекта Российской Федерации составляется акт об изъятии животных по форме согласно приложению. Один экземпляр акта вручается гражданину — собственнику животных или уполномоченному представителю юридического лица-собственника животных. Согласно пункту 10 постановления, акт является основанием для возмещения ущерба, понесенного собственниками животных в результате изъятия. Однако документы, указанные в Постановлении, собственникам животных не предъявляются. Результаты лабораторных исследований, свидетельствующие о наличии заразного узелкового дерматита, озвучены только по телефону. Акты об изъятии животных не оформляются».

Мы обратились к Доктору филологических наук, журналисту Владимиру Сапунову за комментарием о происходящем в Хакасии, поскольку сам Владимир ранее уже сталкивался с подобной ситуацией на малой Родине:

«Знаете, в этой ситуации, конечно, надо понять — cui prodest [кому выгодно – лат.]. А не осуществляется ли столь массовый забой скота в чьих-то интересах? У нас, в Воронежской области, в 2015 году был схожий случай массового забоя свиней из-за АЧС. И были небезосновательные сомнения в том, что забой был организован в пользу компании «Агроэко», ассоциирующейся с сыном тогдашнего губернатора, а ныне вице-премьера Алексея Гордеева, Никитой.

В ноябре прошлого года опять забили 120 тысяч свиней, и снова ходили нехорошие разговоры о бенефициантах. А ущерб наносится колоссальный — не только в целом региону — но и отдельным хозяйствам, которым с этим справиться гораздо сложнее, чем крупным предприятиям. Поэтому и в данном случае надо разбираться — а не было ли тут заинтересованности определённых лиц. Впрочем, если имел место обычный непрофессионализм — хорошего, как вы понимаете, тоже мало.»

Вадим Сипров, политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента», тоже согласен с автором статьи из первоисточника и указывает на причину случившегося — управленческую халатность:

«Так это естественное следствие и единственный возможный результат в ситуации, когда компетенции руководителей и специалистов низкие. Форс-мажорные ситуации всегда и везде обнажают истинную картину в управлении. Вот и в Хакасии халатность и неготовность отработать в сложной ситуации появилась не в связи с эпизоотией, такой стиль управления — спустя рукава — судя по всему, стал обыденным задолго до того, как пришла беда.»

Министр сельского хозяйства Хакасии Сергей Труфанов позавчера обратился к гражданам Республики, чтобы успокоить волнения. В своем телеобращении он заявил, что власти региона делают всё возможное для купирования и лечения болезни, что власти уже выплатили порядка 90 миллионов пострадавшим из-за забоя скота фермерам.

И даже если это так, то что может помочь изменить ситуацию? Лечить болезнь стали поздно, принимаемые меры больно ударили по фермерам. Будут ли услышаны голоса фермеров? Выплатят ли всем положенное возмещение?

Почему именно сейчас началась эта история? Всё это смахивает на околополитическую диверсию против главы государства, направленную на раскачивание лодки внутри Республики. В такой истории, как массовая «гибель скота», всегда найдётся выгодоприобретатель. И очень не хотелось бы потом узнать, что такую «сельскохозяйственную диверсию» сделали искусственно, т.е. осознанно организовали те, кто выступает сегодня против нашего государства. Используя при этом народный гнев и возмущение народа против власти.

Главный редактор Захаров Дмитрий

Exit mobile version