Меньше двух недель понадобилось сирийской «оппозиции» на то, чтобы захватить крупнейшие города в стране и в итоге войти в Дамаск, вынудив президента отречься от власти и покинуть страну.
Утром 8 декабря стало известно, что спустя десятилетия гражданской войны в Сирии антиправительственные вооруженные формирования, которые финансировались разными внешними силами, вошли в Дамаск. Все произошло настолько быстро, что обыватели во всем мире мало что поняли.
Активизировались эти силы всего за несколько дней до основных событий и в кратчайшие сроки взяли под контроль несколько населенных пунктов в провинциях Идлиб и Алеппо.
Учитывая тот факт, что Сирия находилась в состоянии гражданской войны с 2011 года, а также успешно отражала атаки «оппозиции», сдача целой страны за несколько дней вызывает, как минимум, недоумение. Ведь президент Башар Асад даже не попытался бороться, а принял решение оставить пост и покинуть Сирию. Почему это произошло и к чему в итоге приведет?
По крайней мере, российская разведка предупреждала о готовящихся беспорядках. При этом все происходящее в Сирии больше напоминает внешнее вмешательство. Сирия находится под внешним контролем еще с середины прошлого десятилетия.
Есть страны, которые заботились о безопасности Сирии, есть государства Запада, которые явно благоволили оппозиции, есть еще и Турция, которая боролась с курдами и заигрывала с антиправительственными войсками в соседней стране.
И тот факт, что сейчас пришли к власти силы, которые состоят из вчерашних боевиков прозападных и протурецких сил, говорит о том, что Башар Асад сильно вымотался за эти годы. Чем дальше, тем сложнее было влиять на ситуацию. Возможно, поэтому он и принял решение передать власть более мирным путем.
Считает, что в итоге Москве так или иначе придется признать новое правительство Сирии. То, что произошло в этой стране – это следствие той ближневосточной кампании Израиля «разделяй и властвуй», из-за которой пострадала и Ливия, и Иран, и Сирия.
Захватившие власть силы пока используют осторожную риторику и на международной арене.
Уже сегодня во многих источниках появляется информация о том, что оппозиция готова не только менять символику САР, но и менять подход к структуре управления. При этом они говорили о сохранении двусторонних дипломатически-экономических отношений с Россией.
Да, военная база РФ в этой стране приведена в режим боевой готовности, но провокаций пока не было. Тем более что оппозиция, пришедшая к власти, признают Россию как важного геополитического игрока и понимают, что ее интересы тоже стоит учитывать.
Тревожит то, что Сирия сейчас находится на пути потери суверенитета. Мы видим активные действия Израиля, мы видим, что американцы возобновили боевые действия в отношении несистемной оппозиции, которая пришла к власти. А учитывая тот факт, что если будут как-то задеты интересы компаний США, то «мирная оппозиция» может превратиться в радикальных международных террористов.
Однако если повстанцы смогут договориться со всеми заинтересованными сторонами, это даст шанс на то, что Сирия избежит судьбы Югославии.
Зам гл. редактора Юрий Самонкин