Помимо «Двадцатки» (РФ, США, Канада, Евросоюз, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Турция, Саудовская Аравия, Индонезия, Южная Корея, Япония, Австралия, Аргентина, Мексика), на долю которой приходится порядка 85% мирового ВВП, 75% мировой торговли, 2/3 населения планеты, приглашены представители Испании, Нидерландов, ОАЭ, Камбоджи, Сингапура, Руанды, Сенегала, Суринама, Фиджи и Украины.
Вскоре после начала российской специальной военной операции, в марте, президент США Джо Байден призвал исключить РФ из «Двадцатки», но Индонезия, выполняющая функцию председателя объединения, решила, наоборот, использовать свой статус для политической разрядки и, вопреки требованиям Запада об изоляции России, направила приглашение для участия в саммите президенту России и президенту Украины, не входящей в G20, с расчётом организовать их переговоры на полях мероприятия. Однако в конечном итоге Владимир Путин был вынужден отказаться от поездки из-за загруженного рабочего графика и необходимости находиться на территории страны, а почётную миссию возглавить российскую национальную делегацию предоставили министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову.
Мировые лидеры по-разному отреагировали на эту новость. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган считает, что личное присутствие Путина на саммите G20 было бы целесообразно, но было бы неуважительно обсуждать его решение. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен хотела бы поговорить с президентом РФ лицом к лицу на полях G20. Канцлер ФРГ Олаф Шольц тоже отметил, что было бы хорошо, если бы Путин прилетел на Бали, но при этом думает, что российскому лидеру пришлось бы столкнуться с вопросами и критикой со стороны многих стран. Запад не оставляет свою идею фикс о международной изоляции России. Как рассказал газете The Telegraph анонимный представитель внешнеполитической службы ЕС, Евросоюз и Великобритания намерены устроить бойкот российской делегации на саммите G20, а именно попытаются помешать встречам представителей других стран с россиянами и убедить остальных уходить с выступлений Лаврова. Таким образом европейцы хотят дать понять, что любые переговоры с Украиной должны проводиться лишь на приемлемых для неё условиях.
Среди ключевых тем саммита G20 на Бали заявлены развитие здравоохранения на мировом уровне, увеличение возобновляемых источников энергии, продвижение цифровых технологий в ведении бизнеса. Но, естественно, дискуссии не будут ограничиваться только этими вопросами.
Эрдоган намерен поднять тему поставок зерна нуждающимся странам. Действие зерновой сделки, заключённой в Стамбуле, истекает через 3 дня после завершения саммита — 19 ноября, и турецкая сторона заинтересована в её продлении. По словам министра сельского и лесного хозяйства Турции Вахита Киришчи, цель его страны заключается в том, чтобы бесплатно передать закупаемую в России пшеницу в слаборазвитые страны после её переработки.
Александр Грушко не исключил, что члены российской делегации обсудят вопрос о продлении зерновой сделки на полях саммита G20.
На Бали представители РФ представят ряд инициатив относительно поставок продовольствия и энергоресурсов, включая наращивание сотрудничества с Турцией по транспортировке газа, организацию поставок крупных партий зерна и удобрений, а также намерены добиваться укрепления статуса G20 как ведущего многостороннего экономического форума, препятствовать любым попыткам искусственной политизации деятельности объединения в угоду узкокорыстным интересам.
В свою очередь, источники газеты Financial Times сообщали, что совместное заявление по итогам саммита может коснуться несвоевременности войны в широком смысле, без приведения конкретных деталей, — суть его будет сводится к тезису, что сейчас не время для войны, — поскольку принятие заявления с осуждением специальной военной операции РФ на Украине маловероятно из-за позиции Китая и его «сильной поддержки России». Возможно, в текст включат пункт о недопустимости ядерной эскалации или угроз применения ядерного оружия 11 ноября также писало агентство Reuters, приведя даже выдержку из проекта документа: «Применение или угрозы применения ядерного оружия недопустимы. Только неизменная приверженность соблюдению основанного на правилах мирового правопорядка и многосторонней системы может защитить мир и стабильность. Для этого требуется защита принципов, закреплённых Уставом ООН, и уважение суверенитета и территориальной целостности».
Шанс на приятие заявления о недопустимости ядерной войны, несмотря на разногласия стран G20 по многим вопросам, украинскому прежде всего, очень велик, ведь все прекрасно отдают себе отчёт в последствиях применения ядерного арсенала и всячески хотят этого избежать. 3 января пять постоянных членов Совета Безопасности — РФ, США, Великобритания, Франция и Китай — впервые совместно заявили, что «в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана», причём сделано это было по инициативе России.
Автор Зам гл. редактора Юрий Самонкин