Заключительная часть. Армия США в Первой Мировой войне

Источник фотографии: https://smi2.ru/article/118691089/story

В этот же день 06 июня, в 17:00 3-й батальон 5-го полка, совместно с 3-м батальоном 6-го полка атаковали по любимым открытым полям массив Белло. Неся страшные потери, они смогли войти в лес и закрепиться на его южной окраине, потеряв 1.087 бойцов (включая 31 офицера) убитыми. Дальше продвинуться не удалось, так как немцы установили в лесу несколько пулеметов. Перестреливались до ночи с 07 на 08 июля, когда германцы даже попробовали перейти в наступление, но неудачно. На душевном подъёме янки тоже попытались контратаковать, но с тем же грустным результатом. На подмогу пришел 1-й батальон 6-го полка. Франко-американская артиллерия неистовствовала, быстро снеся несчастный клочок леса под корень, но немцы в своих «лисьих норах» как-то держались.

10 (Десятого) июня 1-й батальон 6-го полка атаковал массив с севера, а 2-й батальон 5-го полка — с юга, их поддерживал 23-й пехотный полк. Но морпехи вновь напоролись на пулеметный огонь, к тому же, по некоторым данным, немцы применили горчичный газ. Атака в очередной раз захлебнулась в крови. А 11 июня в 4:00 Командование вновь погнало бойцов вперёд. Правда, как выяснилось… не в ту сторону! В результате 2-й батальон 5-го полка при поддержке 23-ей и 77-й рот 6-го пулеметного батальона повторил трагедию 10 июня, понеся дикие потери. Бои за квадратную милю лунного пейзажа с пулеметными точками продолжались еще более lde[недель. Войска бросали в атаку 6 раз, пока 26 июня 3-й батальон 5-го полка при поддержке 3 пулеметных рот не выдавил, наконец, остатки немцев с северной территории бывшего леса.

За овладение лесом Белло американцы заплатили 1.811 убитыми и 7.966 ранеными военнослужащими. В следующий раз Корпус морской пехоты США получил подобное количество трупов только на атолле Тарава. Потери противника никто не знает, сами немцы не посчитали их достойными упоминания вообще, больше переживая за санитарные потери от дизентерии в 30%. О чем честно написали в итоговом труде «История Первой Мировой Войны» 1928 года. Видные германские генералы скрупулезно перечислили в нём все свои поражения от французов, англичан и русских, но о поражении от американцев как-то не упоминали. Но на этом направлении в плен к союзникам попало до 1.600 германцев, и американцы, ничтоже сумняшеся, записали их скопом на свой счет.

В дневнике одного из немцев нашли запись: «Напротив нас есть американцы, они ужасно безрассудны».

Доблестному Першингу, завалившему врага (без особой на то причины) трупами не умевших ещё вести себя под огнем подчиненных, фраза весьма понравилась, и он заявил, что смертельно перепуганный противник именовал его бойцов не иначе, как «Teufel Hund» («Адскими псами»). Правда, немцы об этом даже не подозревали, и вообще, самое близкое по смыслу словосочетание у них до сих пор звучит как «Helle Hunde». Першинг в лингвистике германских языков понимал, как конюх в сопромате, так что у американских морских пехотинцев отныне появилась нарукавная эмблема с оскаленным псом. Генерала «несло», и он во всеуслышание заявил, что:

«Армия США спасла Париж, совершив перелом в войне», «Самым смертельным оружием в мире является американский морской пехотинец и его винтовка», «Битва при Белло-Вуд была для США самым большим сражением со времен Аппоматтокса и самым значительным столкновением, которое когда-либо имели американские войска с иностранным врагом».

Ну, и как такому Герою предъявлять претензии за то, что он в рядовом боевом столкновении положил под несколькими пулеметами (на нестационарных позициях) десяток тысяч необученных ребят? Тем более что их СМИ быстро подхватили почин, сделав легендарными фразы морпехов типа:

«Как отступать? Мы ведь ещё и не начали» (майор Ллойд Уильямс), «Вперед, сукины дети, или вы собираетесь жить вечно?» (сержант Ден Дейли), «Морпех очистил лес, и изменил ход Войны», «Корпус морской пехоты США является грозной силой и не желает применять ничего, кроме Победы», «Они отбивались от пяти дивизий немцев, часто прибегая в рукопашном бою только к штыкам или кулакам», «Держаться, где стоите» (Джеймс Хабард)…

И так далее. Видимо, за каждым героем в битве был закреплен персональный писарчук… Как всегда у них, привычное «Взвейся-развейся!». Далее потоком пошли картины, песни, фильмы, книги, статьи, мемориалы, традиции и прочее, создав из боя за лес Белло базу для «героической Истории Корпуса морской пехоты США».

После этого свершилась Сен-Миельская операция союзников 12-19 сентября 1918 года. В ней Першинг задействовал уже 267 танков, 3.000 артиллерийских орудий, 1.400 самолетов и 216.000 штыков. В популярном фильме компании «Нэйшнл Геогрэфик» «Америка в Первой Мировой войне» говорится, что:

«Американские войска выполнили все задачи за 1 день, потеряв лишь 7.000 человек. В то время как немецкие потери составили 17.000 человек».

На самом деле «Нэйшнл Геогрэфик» нагло… шутит (скорее врет). В реальном мире американцы героически атаковали 7 сильно потрепанных германских дивизий при 200 самолетах и 560 орудиях, которые… проводили эвакуацию на новые позиции, выравнивая фронт. Немецкую артиллерию к тому моменту успели вывести в тыл, а дойдя до нормальной линии германской обороны, Джи Ай остановились. В результате отвратительного командования и тотального отсутствия взаимодействия войск, цели наступления выполнить не получилось — окружить германцев не удалось. В боях американцы действительно потеряли 7.000 человек. Общие потери союзников составили 26.000 убитыми, ранеными и пленными. Немцы же потеряли убитыми всего 2.000 человек. И 16.000 пленными. После этой эпической битвы американцев отправили в тыл отдыхать и набираться сил для новых свершений.

26 сентября 1918 года союзники начали Мез-Аргоннское наступление на фронте протяженностью 420км от Северного моря до реки Маас. Першингу волей-неволей тоже выделили сектор наступления. В боях Аргоннского леса участвовало до 1.200.000 штатовских военных. Около 2.700 орудий, 189 (380) танков и 821 (840) самолёт, данные в источниках несколько разнятся. Мощной американской армаде, усиленной боевыми машинами, немцы могли противопоставить всего 13 дивизий, примерно в 150.000 штыков. «Клецки» (прозвище американцев среди союзников), или «сэмми» (как они называли себя сами, производное от Дядя Сэм) воодушевленно ринулись в бой. Надо сказать, что в тот момент германская армия представляла собой душераздирающее зрелище. Основную массу военнослужащих составляли мальчишки и старики, офицерский корпус оказался выбит повсеместно, регулярные части просто перестали существовать. Эрих Мария Ремарк в своем «Возвращении» прекрасно описывает состояние войск:

«Молча смотрим мы на американцев. Все, как один, рослые, крепкие; сразу видно, что еды у них всегда было вдоволь. Все молоды — никто из них по возрасту даже не приближается к Адольфу Бетке или Фердинанду Козоле, а они ведь у нас еще не самые старшие. Но нет среди них и таких юных, как Альберт Троске или Карл Брегер, а ведь они у нас не самые молодые. На американцах новое обмундирование, ботинки их из непромокаемой кожи и пригнаны по ноге, оружие хорошего качества, ранцы полны боевых припасов. У всех свежий бодрый вид. По сравнению с ними мы настоящая банда разбойников. Наше обмундирование выцвело от многолетней грязи… шинели искромсаны осколками… стали заскорузлыми от глины, а нередко от крови; сапоги разшлёпаны, оружие давно отслужило свой век, боевые припасы на исходе. Все мы одинаково замызганы, одинаково одичали, одинаково изнурены. Паровым катком прошла по нам война».

Кстати, в качестве ремарки насчет «ботинок из непромокаемой кожи». Американский генерал Дартслер поверг в замешательство командование, сообщив, что 64.000 бойцов армии страдают от заболеваний ступней ног (артриты, артрозы и прочие ревматизмы). По мнению генерала, всё это произошло из-за некачественной обуви солдат. Но на такую «мелочь» реагировать не стали. Американское «квалити» не может быть посрамлено.

Американцы, имея просто чудовищный перевес в силах, смогли вклиниться в оборону противника только в центре, на 9км. Прорваться на флангах они оказались неспособны. 04 октября 1918 года вперед вырвался 1-й батальон 308-го полка 77-ой дивизии под командованием майора Чарльза Уайта Уиттлси (адвоката из Нью-Йорка). Командование уверяло его, что с одного фланга батальон поддерживают грозные французы, с другого — американские собратья. Но на самом деле командование сжульничало, и все соратники хитро отступили. Таким образом, Уиттлси и его люди угодили прямиком в окружение. Штаб пошел на этот хитрый маневр, просто… чтобы доложить наверх об успехе наступления! Генералы в штабах любят приятные новости.

Батальон занял круговую оборону, немцы ликвидировать его абсолютно не торопились, и тогда 04 октября на позиции обрушила огонь родимая американская артиллерия, уничтожая личный состав. Разведгруппа германцев перерезала телефонный провод, а имеющихся почтовых голубей играючи отстреливали немецкие снайперы — ведь очень приятно, когда противник ликвидирует себя сам. И только последней голубке по кличке Шер Ами удалось добраться до союзных частей, заставив замолчать разбушевавшуюся артиллерию. Контуженная, потерявшая глаз и лапку, но выполнившая свой долг птица стала знаменита на весь Мир. За что была награждена французским Военным Крестом и Золотой Медалью американского общества почтовых голубей. 08 октября остатки батальона удалось разблокировать, но на тот момент из 545 активных штыков в нём оставалось всего 194 человека, с явно сломленной психикой.

Бой подставленного, извините, «потерянного батальона» яростно распиарили в англосаксонских СМИ, о нём писали оды с панегириками и почти 100 лет снимали фильмы, начав с вышедшей в 1919 году немой картины. Майор Уиттлси был повышен в звании, награжден одной из трех первых Медалей Почета Конгресса США в этой войне и… отправлен в отставку. Для пущей сохранности, как Национальный герой. Но проклятая война его все-таки доконала — в 1921 году подполковник сел на пароход, следующий в Гавану, с которого и спрыгнул в океан 26 ноября, сведя счёты с жизнью.

Через несколько дней выяснилось, что Джи Ай не в состоянии продолжать бои. Ибо у них просто … рухнул тыл! Службы снабжения доблестного победителя индейцев сиу, мексиканцев и филиппинцев действовали чётко согласно закону броуновского движения. В танковые части поступал качественный фураж, в кавалерийские — вонючий газолин, пулеметчикам — «белые снаряды», артиллеристам — «желтые патроны», раненым— носилки и нашатырь, загорелым — винтовки и ножны. Все дороги в тылах 1-ой и 2-ой американских армий оказались наглухо забиты транспортом. Подходящие подкрепления превратили все это безобразие просто в дикий хаос. Так что янки послали союзников с их дурацким наступлением … очень далеко и принялись мучительно разгребаться в своих авгиевых конюшнях.

Продолжить боевые действия сэмми смогли только 04 октября и напрочь похоронили всё наступление Антанты. За 18 дней, ценой адских потерь (до 126.000 человек), они преодолели всего 12км, полностью не выполнив поставленную задачу. Премьер-министр Франции Жорж Клемансо рвал и метал. Он заявил, что Першинг вообще не способен руководить операциями какого ни было масштаба. Даже батальонного уровня. Его «потолок» — резать в составе роты «имени незабвенных Иоганна и Вернера фон Мероде» низкорослый мирняк, вооруженный шанцевым инструментом, и проводить зачистки. 21 октября премьер потребовал от маршала Фоша обратиться к американцам с интересным предложением, убрать незадачливого карателя из действующей армии! Но Фош испугался осложнений с союзником. Першинг в ответ на все эти подлые инсинуации завистников в его адрес жутко обиделся и обратился к беспощадной саморекламе. Смертельно утомив всех окружающих рассказами о том, что прозвище «Чёрная Смерть» ему дали не индейцы, а его собственные солдаты за эпические подвиги в Европе. И, может быть, даже сам в это поверил. Такое иногда бывает. Особенно осенью, да и по весне тоже…

Результаты столкновения двух армий потрясли Мир. За два с половиной месяца боёв в августе-начале ноября 1918 голодные, курящие дубовые листья, перевязанные бумажными бинтами немцы убили просто какое-то дикое количество американцев. Видимо, с перепугу. Потери под руководством «великого полководца» Першинга получились катастрофическими. Некоторые историки приводят цифры потерь янки до 200.000 убитых и порядка 600.000 раненых. Без всяких там пропавших без вести. Официальные цифры — 116.708 убитых и 204.002 раненых без пропавших без вести. Википедия тоже привирает — 117.465 убитых без раненых. Воистину, Википедия — еще тот «источник» со знаком минус!

Настоящим американским исследователям весьма симпатичны цифры 50.000 убитых героев и 230.000 раненых. В любом случае, миллионная армия США, отправленная покорять Европу, практически перестала существовать как военная сила. По словам историков.

«Наступление повергло американские части и их тылы в полный хаос, наступление шло медленно и с большими потерями».

И тут, 11 ноября 1918 года в 11:00 утра утомившая всех до печенок Великая Война как-то резко закончилась, дав «сэмми» из «АЭВ» (Американские экспедиционные войска) поучаствовать в войне всего-то около полугода. После того как Рейхсканцлер Германии принц Максимилиан Баденский прилюдно заявил о том, что Кайзер отрёкся (чем поверг незадачливого Самодержца в кататонический ступор), страны-победители собрались на Версальскую Конференцию. Определять, кому достанется самый вкусный кусок «пирога», кровавой Победы, а кому и остатки. Туда же, в Версаль, впервые в Истории заявился американский президент Вудро Вильсон. Он стал первым президентом США, покинувшим пределы своей страны, находясь в должности. Замах Вильсона был широк и доходчиво описан его фразой:

«Наконец-то мир узнал Америку как своего спасителя!».

За время войны банкиры и промышленники США сильно укрепили свои позиции на Мировой Арене, получив колоссальную выгоду от выполнения военных заказов, и из должников превратились в кредиторов многих участников бойни. К примеру, через банкирский дом Морганов прошло 84% вооружений, поставленных из США в адрес Антанты. К тому же янки мощно подвинули дряхлеющую Великобританию на морях. Чтобы упрочить свои позиции, Вильсон предложил создать Лигу Наций — «смотрящего» за всеми странами Мира. Британия, ясно понимая, что «дикий кузен» нацеливается на её мировую колониальную гегемонию, от такого предложения в восторг не пришла. В отличие от Франции. Так что, пока все «раздумывали», премьер Франции Жорж Клемансо весело вскочил со своего места формального председателя и заявил, что предложение Вильсона принимается. И президенту достались лавры и овации основателя совершенно бесполезной организации, так как более опытные европейцы быстренько захватили контроль над этой организацией!

Так что американскому Конгрессу идея не понравилась, и он остудил пыл своего президента, послав его вычурно с этой самой Лигой Наций. А заодно и с ратификацией Версальских соглашений. При этом любые попытки США определять итоги войны на Европейском Континенте союзники ожидаемо блокировали изо всех своих объединенных сил. Убедившись воочию, что на самом деле представляет из себя Американская Армия, «сердечные друзья» послали янки «глубоко под Верден». Отправка в Европу второго миллиона сэмми позицию коварных французов так и не поколебала. Зоны оккупации в Германии достались Британии, Франции и, в насмешку, даже нелепой Бельгии! Японцам «отторгли» в пользование китайскую провинцию Шаньдун, родину самого Конфуция. Американцы личного плацдарма в Европе так и не получили. Помимо этого, добрые британцы застолбили за собой нефтеносные районы Закавказья и Ближнего Востока.

Тогда США собрали свой собственный «Версаль». Именовался он «Вашингтонская Конференция по сокращению морских вооружений» и проходил с 12 ноября 1921 года по 06 февраля 1922 года. Русских, кстати, не пригласили вообще: Совнарком РСФСР — как центральное правительство страны, которую Антанта в данный момент оккупировала и вовсю грабила, то есть — не Государство по их определению. Войска «Белых» воспринимали как туземные племена, использующиеся Антантой на захваченной территории, и «действующие в интересах третьего лица (читай Антанты) без доверенности на свои действия, двусторонних обязательств и гарантий вознаграждения».

Но армия «Красных»  бодро «отмахивалась» от настырных интервентов, так что главными «потерпевшими» на Конференции выступили две страны — Китай и Япония. И если Китай просто продолжил страдать и далее, то под Страну Восходящего Солнца красиво заложили мину замедленного действия. Ей, как, впрочем, и всем остальным, приказали сократить Флот. Так, чтобы английский и американские флоты всегда и везде превосходили собственно японский. А главное, заставили расторгнуть Союзный Договор 1902 года с Британией. Этот самый договор 13 декабря 1921 года американцы объявили утратившим силу и заменили «Договором четырёх держав». Таким образом, от предстоящей мировой войны как продолжения Первой Мировой хитрым японцам, лишенным на своем острове всех ресурсов (как и защиты со стороны Британии), было уже не отвертеться. Англосаксы красиво играли в долгую.

Автор Кирилл Перемет

Редакция СИ «World Russia», главный редактор Захаров Дмитрий и Светлана Пересичанская

Exit mobile version