«Я борюсь за восстановление льняной отрасли России. В начале XX века мы обеспечивали 80% мирового рынка льняным волокном»

Редакция World Russia побеседовала с хранителем музея Большой Костромской Льняной Мануфактуры, Афанасиным Виктором Васильевичем. Сегодня, 19 февраля 2024 г., Виктор Васильевич отмечает свой 75-летний юбилей

Фотография из личного архива Афанасина В.В.

WorldRussia: Добрый день, Виктор Васильевич! Вы заведуете музеем льняной промышленности при БКЛМ-мануфактуре в г. Костроме. Как Вы к этому пришли, и какие самые любимые и значимые для Вас музейные экспонаты?
Афанасин В.В.: Добрый день, Александра… Заведую музеем я на общественных началах, а, по сути, в этом виде его и создал при поддержке администрации, компании «БКЛМ-Актив». Официально моя должность — заместитель генерального директора ООО «Новая Костромская Льняная Мануфактура». Самое любимое и значимое для меня, конечно, ткани. Причем не только те, которые удостаивались высоких наград, но и те, которые пользовались спросом у покупателей как в России, так и за рубежом (например, в ИКЕА и ЗАРА). В нашем музее сохранена уникальная коллекция чесаных льнов (бельгийских, голландских, египетских, перуанских —1945 г.), альбомы с фотографиями, документы известных людей, подшивки газет с 1933 г., книга о льне (1878 г.) и многое другое.

Фотография из личного архива Афанасина В.В.

World Russia: Документы каких известных людей, к примеру?
Афанасин В.В.: В музее хранятся документы: Плетневой Валентины Николаевны — 3 ее депутатских удостоверения Верховного Совета РСФСР; удостоверение депутата Верховного Совета СССР — ткачихи Тараториной Александры Николаевны. Есть грамоты, поздравительные письма депутата Верховного Совета СССР — помощника мастера прядильного производства Смирновой Елены Алексеевны. Также хранится Указ о награждении Орденом Ленина комбината и соответствующая Грамота Верховного Совета СССР. Есть министерские служебные удостоверения Курцева Анатолия Ивановича и т.п.

World Russia: Где раньше чаще использовался лён? И где сейчас остался спрос?
Афанасин В.В.: «Русы одеты в Белые одежды», — так писали про нас «туристы» средних веков… А под льняными парусами было и «прорублено окно в Европу». В Костроме есть такая поговорка: «Мы едим на льне, мы носим лен и мы спим на льне». А ещё есть поговорка: «Клевер по пояс, лен по грудь», которая говорит об их веками опробированной связи. Лен — безотходная культура. Стебель идёт на изготовление: верхней одежды («костра» — это одревесневшая часть стебля льна, отсюда и название города Кострома), целлюлозы и бумаги, спирта, композитных материалов (углены, карбон), топлива, пороха и т.д. А волокно используется в сантехнике как утеплитель. Также создаются льняные хирургические нити и различные ткани, спец-одежда для сварщиков, металлургов и т.д. Льняной батист.
Льняное семя идёт на каши, масло, медицинские и косметические препараты, олифы для создания красок для художников. Жмых используется в пищевой промышленности.
Лен полезен очень во многих отраслях, ведь он: бактерициден, прекрасный терморегулятор, не накапливает электричество, легко берет и отдает влагу и т.п.

Фотография из личного архива Афанасина В.В.

World Russia: Расскажите немного для наших читателей о создании музея. Конечно, максимально подробно и интересно было бы уже на Вашей экскурсии в городе Костроме, но и сейчас давайте скажем пару слов.
Афанасин В.В.: Я пришел на льнокомбинат в 1991 году буквально за пару месяцев до его 125-летия на должность начальника отдела капитального строительства. И меня просто поразили здания, которые были построены еще при жизни основателей (первых директоров мануфактуры: братьев Третьяковых, Коншина и Кашина). Передо мной красовались: 9 корпусов льнопрядильной и чесальной, 8 — ткацких фабрик, льно-склады, величественное здание «Сборной» (общежитие на 1 тыс. человек), здания школы, общества потребителей, чайной, бани, яслей… Я пришел к выводу, что это — практически целый музейный комплекс на действующем предприятии, создатели которого фактически освещались только как меценаты, благотворители и создатели галереи.
Я начал изучать материалы предприятия и обнаружил постановление парткома (еще от августа 1964 года) о необходимости создать музей. Большую работу в этом направлении тогда проводил заведующий технической библиотекой Осетров А.И. (отец известного советского библиофила – Юрия Осетрова). Большая часть собранных тогда материалов есть в сегодняшней экспозиции, но тогда всё экспонировалось в парткабинете. А сегодняшние помещения были подготовлены к 1990 г. Но открытия музея тогда так и не состоялось, и в 90-е годы мы продолжили накапливать материалы. Тогда я был помощником генерального директора. В соседнем зале у нас был ассортиментный кабинет, где и проводились встречи с покупателями, и присматривали за залом с экспонатами. К тому времени я уже по-настоящему «влюбился» в предприятие, собрал обширную информацию, подружился с краеведами. Тем более, что краеведческий журнал возглавлял мой комсомольский друг Николай Муренин. И тема льна в журнале была одной из главенствующих. Совместно к 140- и 155-летиям были подготовлены два номера, полностью посвященные предприятию. Также прекрасными материалами по истории предприятия со мной делились краеведы: Лариса Ивановна Сизинцева, Павел Петрович Резепин, Нина Федоровна Басова, Андрей Михайлович Белов и другие.
С 2003 г. Мурзин Олег Вячеславович, на тот момент директор «БКЛМ-Актив», предложил мне заняться подготовкой к восстановлению утраченных материалов. К этому времени мы уже активно сотрудничали с Третьяковской галерей. А знакомство с генеральным директором «третьяковки» Родионовым Валентином Алексеевичем и сегодняшним профессором искусствоведения Юденковой Татьяной Витальевной позволило уже более основательно освятить льняную сторону деятельности в музее братьев Третьяковых. И уже официально, на сегодняшних площадях, включая историко-технологический и ассортиментный отделы, музей был открыт для посещения туристов в апреле 2007 г.

World Russia: Я знаю, что у Вас проводится фестиваль «Костромская Льняница», какие успехи Вы могли бы отметить на этом фестивале?
Афанасин В.В.: Да, мы провели уже 9 фестивалей и в этом году ведем подготовку к открытию 10-го юбилейного фестиваля 1 ноября. Главный успех — это факт объединения людей, любящих лен, показ таланта рукодельниц, участие представителей со всех территорий, сохранение традиционного российского мастерства. А также преемственность — передача молодому поколению умения создавать красоту (работы юных вышивальщиц, коклюшниц – мастериц, плетущих кружева с помощью специальных деревянных палочек, и т.д.).

World Russia: Что для Вас главное в работе?
Афанасин В.В.: Александра, определив музей как главное в своей жизни, я выделил 2 основных направления.
Первое — донести до широких масс, что Павел Михайлович Третьяков и его соратники создали не просто мануфактуру, а крупнейшее в Европе (и в мире) предприятие без приглашения иностранных специалистов. И сегодня в музее братьев Третьяковых в Москве есть целый раздел с прекрасным слайд-фильмом, созданный с использованием наших материалов, в том числе. Всё это важно и повлекло за собой последующие значимые события. Встречи в музее потомков Павла Михайловича, открытие ему памятника в Костроме, обращение к его деятельности молодых исследователей, фильмы на эту тему, принятие Костромской Думой решения об открытии ему Пямятного Знака за вклад в развитие города на аллее Признания на проспекте Мира.
И второй важный для меня момент — это борьба за возвращение льна-долгунца на российские поля и восстановление льняной отрасли России. В начале XX века в России сеяли 1 млн. 250 тыс. га льна. И мы, имея тогда 62 прядильни механического прядения, сохраняя домашнее льноткачество, обеспечивали 80% мирового рынка трепаным льноволокном.

Фотография из личного архива Афанасина В.В.

World Russia: Какие сейчас есть трудности в этой сфере лёгкой промышленности, на Ваш взгляд?
Афанасин В.В.: Льняная отрасль сложная, в наших северных областях небогатые почвы (нечерноземье), здесь, в основном, вместе с льном культивировалось мясо-молочное направление, а зерно было, в основном, для фуража (корма для животных). Больно ударили по отрасли произошедшие в стране изменения в 90-е годы. Сегодня посевы товарного льна-долгунца составляют менее 40 тыс. га, есть проблемы с семенами, исчезли многие льнозаводы и льнокомбинаты, есть риск кадрового потенциала отрасли, так как перестают подготавливать специалистов.

World Russia: Какие Вам видятся перспективы у промышленности, что можно улучшить? Какие у Вас есть надежды и пожелания?
Афанасин В.В.: Во первых, я твердо уверен, что рано или поздно, но лен обязательно вернется на поля России. Считаю, что нужна определённая государственная поддержка, ведь в своё время Петр I издавал 2 указа: Указ «О семенах Льна и конопли» и Указ «О расширении посевов Льна и Конопли». А Александр II утвердил целую систему поощрения за переход на механизацию льнопрядения и льноткачества. В советское время произошла широкая механизация, была создана отраслевая наука, развито свое машиностроение.
На сегодняшний день я считаю, что тоже был бы очень полезен Указ Президента России, который мог бы стать определяющим в направлении развития отрасли. Лен — единственная техническая культура, которую (наряду с коноплей) мы можем прекрасно выращивать в качестве сырья. И лозунг «ЛëнПром не хуже Газпрома» вполне реален! Кто посеет лен, тот пожнет золото!

World Russia: Виктор Васильевич, спасибо Вам большое за интересный и душевный рассказ, по которому действительно чувствуется, как Вы любите своё дело. А также от нашей редакции мы поздравляем Вас с юбилеем, с 75-летием. Желаем Вам здоровья, исполнения всего задуманного и успехов в Вашем важном музейном деле!
Афанасин В.В.: Спасибо. Да, мне действительно исполняется 75 лет. Я продолжаю заниматься спортом, а в частности, бегу в Галичском марафоне — 7,5 км, а 14 апреля – будет бег на 10 км в Самаре в Космическом полумарафоне. Всего запланировано 10 стартов на этот сезон.

Фотография из личного архива Афанасина В.В

World Russia: Серьёзные планы. Тогда желаем Вам ещё и удачи в марафонах!

 

Фотография из личного архива Афанасина В.В.

 

Александра Сэм специально для СИ World Russia

Права на материал принадлежат сетевому изданию World Russia, перепечатка полная или частичная с указанием источника, с разрешения редакции либо с личного разрешения главного редактора СИ World Russia.

Exit mobile version