Слово главного редактора: блогосфера и мода на блогеров — это временно, а журналистика навсегда!

Фотография: СИ World Russia © Захаров Дмитрий

В наше время самой «массовой религией человечества» стал интернет — мировая паутина связи, цепочек различных сайтов, форумов и социальных сетей. Многомиллиардное человечество из оффлайн-зоны переместилось в онлайн.

Многие профессии «оцифрованы», а работа на дому уже не в новинку. Более того, мейнстрим — лучший способ для хайпа, как говорят некоторые блогеры. И вот о них хотелось бы сегодня поговорить, о блогерах в России. И тех из них, кто, считая себя «будущим», не желает замечать, что  существует такая профессия, как журналист.

Вообще блогосфера в России — вещь «чу́дная», а может даже и волшебная. На заре 2000-х годов появились в нашей стране онлайн — дневники закрытого и открытого типа. И понеслось! Общество начало упражняться в графомании. Рассказывать о себе и своей личной жизни, порой даже будучи оторванным от «цепей» совести и морали с этикой.

Нужно заметить, что изначально слово «блогер» придумал Джон Барджер от слияния и последующего разделения двух английских слов «web log» или «Weblog», что прямо означает «сетевой журнал». Все, точка. Не средство информации, не информационный канал, ресурс, центр, а журнал (зафиксируйте этот момент, мы ещё вернемся к нему).

За 10 лет развития интернета блогосфера сначала похоронила и вытеснила пользовательские форумы, создав собственные сообщества. А с появлением социальных сетей начала с ними взаимную интеграцию. Так российское и мировое сообщество получило новую головную боль ХХI века под названием блогосфера.

Блогеры стали создавать информацию и генерировать ее гигабайтами, совершенно не фильтруя. А главное — не отвечая за нее вне правового поля.

В России это заметили только сейчас, на примере дел Шабутдинова, Блиновской и других. Заметили поздно, можно сказать. Блогеры вошли во вкус и стали пытаться подменять журналистов, вмешиваясь в общественное поле как эксперты, проводя интервью, репортажи или делая какой-то обзорный материал. При этом ни на «грамм» не отвечая за свои слова.

Индустрия рекламы для них — хлеб. Обзорные материалы на различные бренды делаются не просто за деньги, а по принципу «длинных денег», кто и как больше заплатит и как долго можно вести этот хайп, продвигая заказанный бренд.

Подписчики, лайки, зависимость от аудитории, тренд на моду — все это мы проходили. Далее уклоны в буллинг, треш-блогеры и треш-стримеры, которые теперь уже запрещены в России. Хайповость минутного видео, мини-клипов, а также тонны интернет-мусора напрочь убивает не только время пользователя в сети, но и делает его зависимым от этой субкультуры — блогеров.

Клиповое мышление, которое породили блогеры, создало сообщество себе подобных, порой неспособных думать критически, нередко щеголяющих своей безграмотностью. Ведомые интернетом, жаждой популярности и самыми известными блогерами-кумирами…знаете почему мы это уже проходили? Это действительно похоже на разновидность субкультурного самовыражения, ведь совсем недавно в России были популярны «хипстеры и ванильки», чуть ранее «панки, готы и эмо», похожие на пестрых хиппи из США. Все это — бунтарские голоса против системы, которая якобы не хочет их понимать.

Но фактически получается, что блогеры — это шагнувшие в обособленное сообщество молодые люди, порой переходящие грани дозволенного, ошибочно читая, что в информационном поле можно делать все.

И тут начинается пропасть между нами. С одной стороны — СМИ и журналисты, а с другой — они. Блогеры, желающие выделиться, быть креативными и узнаваемыми, копирующие шоу-бизнес прямо или косвенно. Являясь его «кривым зеркалом».

Есть ли у вас мораль и этика? Умеете ли вы хранить тайну информационного источника? Можете ли вы ответить за каждое сказанное слово в статье или видео. А приводить данные не из «Википедии», в которой любой желающий может внести свои правки?

Подавляющая часть блогосферы — это люди с желанием заработать денег, работая на камеру, при этом не принося эффективной пользы обществу. Другая их часть «работает» без зазрения совести на рекламную индустрию, используя свою аудиторию для привлечения внимания к бренду, формируя спрос. (Можно поразмыслить: что бы супер-популярные блогеры делали и как себя вели, если вдруг глобального интернета бы не стало? По последним данным, около 70% граждан нашей страны в той или иной степени зависимы от интернета, а в мире, наверное, почти все 100%. Вероятно, это была бы настоящая социальная катастрофа планетарного масштаба). И только около 10% всех блогеров занимаются социальными проектами или проводят акции и мероприятия без какого-либо явного желания хайповать. Их можно назвать полезными и нужными.

Остальные по примеру Юрия Дудя или Ильи Варламова (признаны в России иностранными агентами) «толкаются локтями» за рейтинги в информационном поле и обсуждают на камеру «кухонные разговоры о последних новостях страны и мира». Таких хочется снова спросить: а можете ли вы нести ответственность за это? За формирование общественного мнения, популяризацию политической идеологии или какого-то знания? Если нет, то зачем это? И мотивы ведь могут оказаться разные…помните, в самом начале статьи вы узнали, как переводится слово «блог» (сетевой журнал — дословно)? Так вот, из «журнала» субкультура личных мыслей и мнений стала «локомотивом» общественного сознания в стране, приспособленным к информационным технологиям, создав синтетические чувства и образы, моду на электронный аватар.

С началом СВО многие блогеры-миллионники резко осудили действия России и (в знак протеста) подались на Запад, в «оплот демократии». Или перебрались в Арабские Эмираты, Казахстан и Узбекистан. Но там им пришлось столкнуться с тем, что их «игра на публику» никому не нужна. Да и контент на чужбине делается в несколько раз труднее. В общем, сложно стать там «мальчишом — кибальчишом». Перебежчиков воспринимают как временных туристов и учитывают в общем количестве «сбежавших от коварного режима» в России. Не более того. Привыкшие к шикарной жизни быстро растрачивают капиталы и сталкиваются с неприглядной реальностью, когда их выпендрёж никому неинтересен, а работать (в буквальном смысле) они не привыкли. Умение работать на камеру — это еще не всё, нужно понимать «что, и для чего ты делаешь». А кушать им хочется как и всем остальным.

Вспоминается Даня Милохин, пока ещё не признанный инагентом, уехавший с большим апломбом, а потом долгое время живший на содержании своих друзей в США. Мотался по миру с Монгерштерном (признан в России иностранным агентом) на правах приживалы, улыбаясь на камеру и называя его своим другом. Будем надеяться, что они не вернутся, ведь они четко дали понять, кто они, каких взглядов и ценностей. И можно вслед сказать только: «Боже упаси, оставайтесь там!»

А что же журналистика на этом фоне? Она была, есть и будет. И подменить ее посредством интернета и блогов не получится. Профессия журналиста — одна из самых ранних, существует чуть ли не с Библейских времен Адама и Евы. Наша профессия — квинтэссенция трудов диунариев в Древнем Риме и первых диурналистов (репортеров) в Древней Греции. Они же — курантельщики в России.

Наша профессия — это обработка, хранение и передача информации обществу с трансляцией ему разных, порой диаметральных мнений на самую горячую повестку дня. Наша деятельность регламентирована Федеральным Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», и история нашей профессии в России очень непростая. Быть журналистом — это нести ответственность за каждый свой поступок, слово и гражданскую позицию.

На мой взгляд, в этом и есть самая большая разница между армией блогеров и журналистами.

Пока писал эту статью, вспомнил предостережение моего коллеги о хейте от блогеров, которые не приемлют критики в свой адрес и «страшны» своими охватами. Но знаете, хейт — это тоже показатель, что есть дискуссия и свобода слова в нашем обществе. Нет, ни травля, ни оскорбления или угрозы нестрашны, потому как мнение множества коллег-журналистов и гражданского общества совпадает с вышеизложенным.

Напоследок хочу сказать, что необходимо помнить: мода на субкультуры — это всегда проходящее со временем. А развитие актуальных профессий всегда вне конкуренции. В России у критиков блогосферы есть верный аргумент, что блогосфера — это ненадолго. И аргумент их — люди труда, настоящих профессий, приносящих пользу обществу. В этом случае польза эквивалентна развитию и созиданию общества.

Главный Редактор Захаров Дмитрий

Права на материал принадлежат сетевому изданию World Russia, перепечатка полная или частичная, в том числе с указанием источника строго с разрешения редакции. Либо с личного разрешения главного редактора сетевого издания World Russia со ссылкой на источник.

 

Exit mobile version